ФОТОГАЛЕРЕЯ
oblojka kniga
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Чудны дела твои, Господи! Стоп. При чем тут Всевышний? Начну иначе: чудны (ударение на последнем слоге) дела твои, ТВ и прочие современные средства коммуникации, создающие в мозгах людей такую кашу, что впору и Всевышнему схватиться за голову!

Судите сами. Сначала первое место в исторических предпочтениях россиян занял "отец народов" Сталин, а второе — поэт и актер Высоцкий, вызвав в памяти строчку из песни последнего: "А на левой груди профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас". Потом вдруг "отца народов" вытеснил с первого места "царь-батюшка" — последний император всея Руси Николай II, зверски убиенный большевиками вместе с чадами и домочадцами. Видимо, именно поэтому наш жалостливый народ и возжелал сделать его "именем России", однако куда же подевалась его жалостливость, когда он голосовал за Сталина, хоть и не имеющего отношения к убийству царской семьи, но отправившего на смерть миллионы других родителей и детей — знатных и простых.

Убийца и убиенные. Тиран и поэт, люто ненавидевший тиранию. И все это — в одном списке, то есть в одних головах. Ну чем не массовая общественная шизофрения?

Начиная телепроект "Имя России", его руководитель Александр Любимов в одном из интервью сказал: "Для нас главное не кто побеждает. Главное — участие всех. Мы же делаем развлекательный исторический проект, развлечение со смыслом. История всегда была идеологической наукой. "Имя России" может стать первой по-настоящему народной историей".

Насчет настоящей народности этой истории я бы поспорила. Многие нынешние топ-менеджеры (включая телевизионных) живут, под собою не чуя страны. Им кажется, что если они пользуются современными средствами связи, то и вся Россия коротает время в интернете, и любая бабушка из какой-нибудь далекой сибирской деревни с легкостью участвует в электронном голосовании, предпочитая оголтелым развлечениям "развлечение со смыслом". Меж тем далеко не все и городские-то жители освоили интернет, который по-прежнему является весьма дорогим удовольствием для не слишком богатого населения страны. Что уж говорить о глубинке, где и с электричеством-то бывают проблемы, а интернет кажется чем-то из области фантастики, доступным разве что молодым и обеспеченным бездельникам-горожанам.

Голосование за кандидатуры исторических деятелей, претендующих на гордое звание "Имя России", проводится именно в интернете, причем каждый, у кого он есть и кто умеет им пользоваться, может проголосовать бесчисленное количество раз. Можно ли всерьез говорить об "участии всех" в этом мегапроекте канала "Россия"?

Однако ж это голосование по-своему показательно. Голосуют за тех, кто постоянно на слуху, о ком больше всего говорит телевидение. В том же интервью Александра Любимова спросили, почему в списке исторических личностей нет композитора Рахманинова? "Можем включить, — ответил он, — но при этом мы должны показать несколько программ о нем. Тогда люди, может быть, начнут голосовать и за Рахманинова".

После минувшей недели, когда ТВ широко отмечало трагическую годовщину гибели царской семьи, имя послед-
него русского царя наверняка еще какое-то время продержится в первых строчках "народного хит-парада". Пожалуй, не было ни одного федерального канала, который так или иначе не прикоснулся бы к этой теме. В большинстве показанных программ и фильмов в подробностях изложены душераздирающие обстоятельства гибели царской семьи — как стреляли в голову одним и добивали штыком других, как потом рубили тела на части и поливали серной кислотой, пытаясь навсегда сокрыть следы содеянного. Но ни в одном из произведений "телеисториков", а тем более ни в одном из новостных сюжетов, посвященных этому трагическому событию, не было ни слова о том, каким государственным деятелем был Николай II (при жизни именуемый в народе либо презрительным "Николашка", либо уничтожительным — "Николай Кровавый") и каковы его реальные заслуги перед отечеством. Отсутствие заслуг, разумеется, не оправдывает зверского убийства, но и зверское убийство не повод для вознесения убиенного на первое место среди исторических деятелей, один из которых должен стать символом России на все времена.

Со Сталиным тем паче все ясно. Этот персонаж не сходит с телеэкрана. О нем снимают документальные фильмы, в которых воспевают его заслуги. Хорошие и разные артисты изображают его в художественных фильмах и сериалах мудрым руководителем и сердобольным человеком, который если и посылает своих сыновей на смерть, то очень сокрушается и буквально ночами не спит — одно только "сериалити-шоу" "Сталин Live" чего стоит; Николай Сванидзе со своими "Историческими хрониками", последовательно разоблачающими преступления сталинского режима, на этом поле, увы, не воин. Редкие сериалы, обращающиеся к теме сталинских репрессий — "В круге первом", "Дети Арбата", "Завещание Ленина", — тоже не делают погоды. Их смотрят в основном те зрители, которые читали Солженицына, Рыбакова и Шаламова, а следовательно, они никогда не назовут Сталина прогрессивным историческим деятелем, достойным символизировать Россию. За него голосуют либо беспамятные, слышавшие звон, да не знающие, откуда он, либо организованные в сообщества убежденные сталинисты.

Не исключаю, что после 25 июля — дня памяти Владимира Высоцкого, тоже активно отмечаемого телеканалами, и поэт-бунтарь вновь улучшит свои позиции в "народном хит-параде", хотя и вряд ли его возглавит.

А вот у Пушкина, похоже, нет никаких шансов стать "именем России". Разумеется, и стар и млад в нашей стране на вопросы бесхитростного теста ответят однозначно, хоть разбуди ночью: "животное — корова, фрукт — яблоко, поэт — Пушкин". Конечно, все слышали, что Пушкин — "наше все". Но последний раз его широко "пиарили" по телевизору почти 10 лет назад, во время празднования 200-летия со дня рождения. Тогда имя Пушкина не звучало разве что из утюга, тогда его именем и именами его персонажей называли конфеты, макароны, одеколоны и спиртные напитки. Тогда народ в течение чуть ли не года читал с телеэкрана по строчке его "Евгения Онегина", а зловещий дикторский голос в каждой рекламной паузе оповещал население, что до дня рождения Пушкина осталось столько-то дней. По окончании юбилейных торжеств многие, похоже, вздохнули с облегчением: Пушкиным перекормили. Если честно, то перекормили, конечно, не Пушкиным, а его разнузданным пиаром, не имеющим никакого отношения ни к личности, ни к творчеству великого поэта, но эту разницу мало кто почувствовал.

Следующие девять лет о Пушкине вспоминал разве что канал "Культура". Да канал "Россия" показал художественный фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль", где роль поэта сыграл "наше все" Сергей Безруков, столь обильно "оволошенный" гримерами, что был похож на "городошника" Илью Олейникова, пародировавшего Пушкина в рубрике "Жизнь замечательных людей". Этот "Пушкин" ласкал жену, сюсюкал со своими детишками, читая им строчки из своих произведений, ставших хрестоматийными, и почитал царя-батюшку, демонстративно презирая интриганов-царедворцев, жадною толпой стоящих у трона. Вклад в Пушкиниану, мягко говоря, сомнительный…

В общем, "первая по-настоящему народная история", кажется, не удалась. Во-первых, анонимный интернет-народ еще не народ, а во-вторых, не каждый, кого привечает ТВ, может быть именем и символом России. Да и можно ли описать историю и достижения огромной страны одним именем? Забавно, что политологи и журналисты комментируют результаты этого проекта всерьез, а телевизионщики просто развлекаются, хотя и уверены, что со смыслом.

Ирина ПЕТРОВСКАЯ,
"Известия".

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники