ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Память ——————————————————————

Эдуард Хиль: «Артист должен пройти через всё!»

Как провожают пароходы

4 июня в возрасте 77 лет из жизни ушел легендарный советский эстрадный певец, народный артист РСФСР Эдуард Хиль.

Перед самым уходом он вновь пережил настоящую — на сей раз уже мировую — славу. Его «Вокализ», 40-летней давности песня без слов, или, как он с легкой руки интернет-слушателей назван сегодня, «Трололо» облетел весь мир, а его самого на всех концертных площадках, где только ни появлялся певец, с восторгом приветствовала молодежь.

Впрочем, и сам Эдуард Хиль до конца дней оставался человеком, молодым душой, творческим, бодрым. Это видно и из интервью, которое он дал «Российской газете» недавно, перед концертом в популярном московском клубе.

- Эдуард Анатольевич, вы по-прежнему не составляете заранее программу своих концертов?

- Устоявшейся программы на концерт у меня не бывает никогда. Перед началом я всегда через щель в занавесе смотрю — кто сегодня в зале, изучаю лица зрителей. И решаю, что здесь вот надо спеть такое, чтобы человек повеселился, а потом можно и «Маленького принца» или «Пору любви». Одним нравится на концерте двигаться, подпевать певцу, другим — погрустить; кто-то приходит услышать что-то новое. Моя жена, с которой мы вместе работаем, и сын (композитор и аранжировщик Дмитрий Хиль. — Ред.) знают, что порядок песен будет определен только перед самым выступлением. Но и по ходу все может измениться.

- Даже так?

- Конечно! Вот заканчиваешь песню и вдруг из зала слышишь — «Не плачь, девчонка» или «Потолок ледяной»! Я по молодости лет, честно говоря, обижался на эти выкрики, а сейчас думаю — ну если человек просит, почему бы и не спеть? Он же пришел, чтобы это услышать. Можно и уважить зрителя.

- А вас не удивляет такая популярность советских песен?

- Не удивляет и прекрасно характеризует наше время, говорит о хорошем вкусе нынешней публики! Это ведь прежде всего прекрасная музыка, написанная талантливыми композиторами. На нашей эстраде работали уникальные авторы, тот же автор «Вокализа» Аркадий Островский, Дунаевский, Петров, Фрадкин, которые писали не только шлягеры, но и музыку для фильмов, спектаклей, оперы, балеты, мюзиклы. Меня, кстати, всегда оскорбляло, когда к такой музыке применяют термин «ретро». Мы же про Моцарта, Чайковского и Бетховена не говорим, что они «ретро», а говорим просто «музыка». Разве Дунаевский может быть ретро?

- А вам не трудно было в годы, когда ваша популярность, казалось, сошла на нет?

- Я считаю, артист должен пройти через все. Да, случалось, здесь совсем не было концертов и выбирать особо не приходилось: я пел и перед пьющей и жующей аудиторией, и перед теми, кто залезал на сцену и оттуда прыгал в одежде в бассейн. Или вот поешь минут 40, а потом подходит человек и говорит: «А вы можете все это повторить? Плачу втрое». Как будто перед ним не живой человек, а телевизор, где крутят эпизод хоккейного матча.

- А потом ваши песни взяли в работу молодые рок-музыканты.

- Ребят из группы «Препинаки» привел мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так что я поначалу даже не знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравился и людям моего поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить и по стране, и за границу, и на ТВ записывались. Ребята заиграли очень живо, по-разному, всякий раз это было творчеством, а не шоу-бизнесом.

- И как вам новомодные, микшированные обработки тех же «Моряк вразвалочку» или «Ходит песенка по кругу»?

- Так я же сознательно на это пошел! Мне очень нравится, что какие-то мои вещи сделаны сейчас в стиле «латинос», что-то в джазовом духе, роковом, твистовом. У песен появляется новое звучание. Мне и тогда было и сейчас интересно, как людям покажутся эти известные блюда, но приготовленные другими поварами. Можно ведь приготовить мясо или рыбу так, что вы и не сможете съесть, а можно и так, что пальчики оближешь. По-моему, у нас получается второе.

Андрей ВАСЯНИН.

Личное ——————————————————————

Хиль был знаком с «Распутиным»

Его уход пробудил столько воспоминаний. Вот одно, сугубо личное.

Конец 1980-х. В Москве совсем непонятно что. Рушатся и исчезают москонцерты и госконцерты. Приходит новая эпоха, но еще не ясно, как быть со старой. Однако артистам надо выживать, и многие из них повторяют путь тех, кто в начале 1920-х оказался в благословенном Париже.

Вот так и на афише популярнейшего не только во Франции — в мире — русского кабаре «Распутин», что в двух от Елисейских полей, появилось имя Эдуарда Хиля. И сразу из редакции большой газеты, которую я представлял, пришло неприятное задание. Требовалось развенчать дурновкусие: почему народный артист Российской Федерации выступает в каком-то кабаке. Так и произошло знакомство с Эдуардом Анатольевичем.

Договорились о встрече и на пороге моего корпункта — квартиры появился Хиль. Вместе стали придумывать, что и как написать.

Хиль был, конечно, раздосадован, но вида не подавал. Держался очень достойно, раздражение на мне не срывал. И начали мы с того, что попытались объяснить читателю очевидное. «Раcпутин», пинаемый десятилетиями как белогвардейское упадничество, вовсе не какой-то второсортный кабак. Там выступают знаменитые артисты, гостями бывают не только русские эмигранты и их потомки, но и весь парижский свет. Состав участников часто меняется, выдержать конкуренцию сложно.

А Хиль выдержал. И пел там каждый вечер на редкие для искушенного «Распутина» и его несколько избалованной публики «бис» и «браво». Репертуар был на сто процентов нашенским, российским. За что ругать-то? Все же чувствовалось, что и Хилю не все в его тогдашнем положении нравилось. Переживал: вдруг оказался никому не нужен дома. Говорил, мол, все наладится и рванет домой, в Питер. Рассказывал, что был польщен, когда специально на него пришел сам Шарль Азнавур. И в то же время признал: «Распутин» — это вам все же не парижская «Олимпия». Вот где был бы настоящий уровень для Эдуарда Хиля.

Мне было интересно, как Эдуард Анатольевич попал в Париж? Оказалась, что француженка, крутившая всеми делами в «Распутине», его родственница, пусть и дальняя. Она и уговорила.

По-моему, и получал-то он не так много, как того заслуживал. Но был скромником. Таким и запомнился. Скромное пальто, неброский пиджак. Негромкий голос. Никакого пафоса, который присущ актерам и которым они порой грешат. Не самый яркий и известный момент в длинной, успешный творческой биографии, однако и его Хиль пережил достойно.

Статья, никоим образом не ругательная, появилась в газете. Вскоре Хиль выпустил и компактный диск, называвшийся, если не ошибаюсь, «Время любви». Возможно, напетый во Франции, он был хорош для французов.

Хиль же скоро уехал. И правильно сделал. Был он певцом нашим. Потому слава вновь догнала героя.

Николай ДОЛГОПОЛОВ.

Как это было ———————————————————

Вячеслав Малежик, певец:

- Я никогда не был поклонником Хиля. Но мне всегда было интересно — чем же он берет, почему он остается в топе советских певцов десятилетие за десятилетием? И вот однажды, лет 30 назад, мы на гастролях где-то в провинции выступали в одном концерте. Я тогда играл в ансамбле «Пламя», наше выступление занимало все второе отделение концерта, а первое было «сборным», и я пошел в зал послушать Хиля. Он, как суперзвезда, закрывал отделение, пел несколько песен, одна из них была его знаменитая «Если б парни всей земли». И я увидел, сколько же энергии бьет из этого человека, сколько светлой силы, жизнелюбия и доброты он вкладывает в эти слова — «Парни, парни, это в наших силах»! Этому нельзя было не поддаться: его не отпускали долго, хлопали стоя, он спел на бис еще пару номеров, кажется, это были «Потолок ледяной» и «Как провожают пароходы», и в каждой он сиял со сцены своей улыбкой, и я, кажется, тоже улыбнулся ему, как бы в ответ.

Советская эстрада давно уже не модна — хотя песни Хиля в современных обработках звучат очень даже! — но пусть современные модные и прогрессивные попробуют добиться от публики такого отклика, какого в каждом своем выходе на сцену добивался Хиль.

«Российская газета».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники