ФОТОГАЛЕРЕЯ
oblojka kniga
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые выступил в госдуме

Впервые со времени начала работы в 1906 году Государственной Думы первого созыва и восстановления в 1917 году патриаршества в Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси выступает в Государственной Думе…

Церковь является выразителем чаяний миллионов наших сограждан. Надеюсь, что понимание этого факта будет выражаться в решениях, в том числе принимаемых и в ходе деятельности парламента.

О справедливости

Я хотел бы еще раз затронуть некоторые важные вопросы, которые волнуют меня как Предстоятеля Церкви. Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказались общества многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть пересмотру фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали. Это грозит огромными опасностями для человеческого общества. Потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками. Если задуматься о том, что такое справедливость, то позвольте мне открыто сказать в этом собрании — мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна.

Однако сегодня справедливым, а значит, и нравственным, стало считаться только то, что сочетается с новыми господствующими философскими и политическими установками. И, напротив, всяческому порицанию, вплоть до отказа в праве на существование, подвергается иной взгляд, который политически и идеологически демонизируется ангажированными СМИ. Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается. «Хорошо то, что хорошо для великой Германии» — известный тезис. Произнесешь его, и все, нравственность исчезла. Когда мы нравственность обуславливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала. И вот сегодня, когда нам говорят, что нравственно только то, что поддерживается мировыми СМИ, а все остальное является безнравственным, то перед нами та же самая проблема, через которую человечество уже проходило на путях разрушения нравственного начала. Идея абсолютного ценностного приоритета свободы выбора и отказ от приоритета нравственной нормы стал для Западной цивилизации своего рода бомбой замедленного действия, поражающий эффект которой становится в полной мере очевидным лишь нам, людям XXI века. Потому что наши предшественники, находясь под обаянием темы свободы, с легкостью поддерживали различного рода новеллы, в том числе и законодательные. Не задумываясь о том, что абсолютизация свободы выбора в отрыве от нравственных установок является смертельно опасным для человека и общества. Потому что ведь выбрать-то можно и зло.

О свободе

Мы видим, какой драмой порой оборачивается ложно понятая свобода. Из сознания и жизни людей исключаются высшая справедливость и высшая правда. Последствия плачевны, человеческое общество становится нежизнеспособным. Эту проблему пытаются решить, делая акцент на идее главенства права. В таком случае свобода личности ограничивается лишь законами, которые призваны корректировать поведение человека, давать ответы — что дозволено, а что нет. Но зачастую мировоззренческие взгляды на тему свободы врываются и в сферу права, внося огромное внутреннее напряжение в законодательную систему и пагубно влияя на личную и общественную нравственность. Примеры известны. Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новеллы, противоречащие подчас не только нравственным ценностям, но даже и общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают все большее распространение и признание со стороны некоторых государств.

К сожалению, упомянутые идеи сегодня пропагандируются и даже навязываются России. И от активной позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны устоять перед лицом современных псевдоценностей, губительных для личности и человеческой цивилизации.

О нашей истории

Не ставя под сомнение значение свободы, мы говорим и о других ценностных приоритетах. На XVIII Всемирном русском народном соборе, в котором принимали участие представители Церкви, лидеры крупнейших общественных сил и представители всех парламентских партий страны, было четко сказано, о каких фундаментальных ценностях идет речь. Формулируя этот набор ценностей, мы исходили из анализа своей собственной истории… Мы взяли этапы исторического развития России -Древняя Русь, связанная с Византией, Российская империя, революция, Советский Союз, новая Россия — и задали себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить нечто принципиально важное, что отличало ту эпоху, но сохраняет свою непреходящую ценность и для современной жизни? И сказали — да. В Древней — Святой -Руси это доминанта святости и высоты человеческого духа (мы обозначали эту ценность словом «вера»). Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана, — мы нашли слово, которое обозначает это, — державность. Революция — ни у кого не было желания представить лубочную картину этого страшного явления, но возник вопрос, а что-то хорошее в этом было? Или только кровь, и навязывание России с помощью иностранных центров иного, не свойственного ей в то время образа жизни?

Только глупое, тупое следование указаниям из-за рубежа и ничего положительного? И мы ответили — было положительное. Это стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала. Как только начинаем говорить о советском времени, одни его идеализируют, другие демонизируют. Но было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою философию жизни, — это солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа. И не только военные подвиги, но и тех самых комсомольцев, которые уехали на целину или БАМ строить, не получая за это никаких наград и привилегий. Это чувство локтя, это желание общими усилиями сделать добро для своей страны — важно.

О достоинстве

И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу нее. А ведь именно в новой России  мы стали делать акцент на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать…. Мы обозначили эту эпоху словом «достоинство».

Вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Чуть раньше, на 15-м Соборе, мы сформулировали еще более широкий перечень ценностей, лежащих в основе национальной идентичности. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода. Не как единственная, главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных для нас ценностей. Убежден, не следует идею свободы противопоставлять другим фундаментальным ценностям. Те, кто хотел бы принизить их или предать забвению, должны понимать, что они ослабляют сложившийся веками общественный уклад, который создал наше общество и делает его стабильным. Тенденция настроя на хаос и конфликт достаточно очевидна. И мы противопоставляем этой тенденции великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским, — воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего.

О солидарном обществе

В XIX веке русские мыслители говорили о том же самом, указывая на начало соборности в нашей народной жизни. Сегодня, описывая этот идеал на языке социальной философии, мы называем его солидарным обществом, где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы. В таком обществе сотрудничают — а не конфликтуют между собой — народ и власть. Не конфликтуют этносы и религии. И даже политические партии не конфликтуют. Здесь, в Государственной Думе, делая особый акцент на последнем тезисе о сотрудничестве партий, сразу же предвижу возможные и возражения — а как быть с конкуренцией политических сил, с межпартийной борьбой, с предвыборными кампаниями… Полагаю, что в обществе, традиционном для России, или, если хотите, в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать ни в противопоставлении различных ценностей — свободы и справедливости, державности и достоинства, — а в смысле их гармонизации и одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах.

Это поле для политического плюрализма. Потому что не могут люди одинаково мыслить, и по образованию они отличаются, и по культуре, и по традиции, и по политическим предпочтениям. Но сфера политики — это надстроечная сфера. Базисная сфера — это сфера ценностей. И вот этот ценностный базис не должна разрушать ни одна партия в России. Потому что тогда не будет России. С благодарностью Богу свидетельствую, что нынешний состав Государственной Думы практически воплощает то, о чем я сейчас сказал.

То же самое хотел бы сказать и об отношении разных политических сил к отечественной истории. Сохраняя трезвое отношение к истории, не надо забывать тяжелых, а порой и позорных ее страниц. Но необходимо отказаться от гражданской войны воспоминаний. От привнесения этой войны в политическую борьбу. Идея единства и непрерывности исторической памяти, защиты нашего наследия от фальсификаций и предвзятого истолкования реалий прошлого должна стать ценностной базой сотрудничества политических сил.

О выборе и победе

Нынешний, 2015 год имеет особое символическое значение. Мы будем отмечать две значительные для нас исторические даты — тысячелетие со дня кончины крестителя Руси святого князя Владимира и 70-ле-тие Великой Победы нашего народа. Одно из этих событий отсылает нас к религиозному выбору Руси, другое — к его последствиям, когда наш народ, воспитанный на тысячелетних идеалах справедливости и братства избавил мир от порабощения нацистами, возомнившими себя расой господ, а другие народы — сборищем недочеловеков, обреченных на

вечное рабство. Став единым фронтом, объединив практически все силы народа, мы достигли победы.

Именно духовный осмысленный ценностный подход лучше всего помогает понять единство и непрерывность нашей истории. Россия оставалась Россией во все века, при всех формах правления и при всех политических режимах. Дай Бог, чтобы это было всегда.

Сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. Мы должны подумать над тем, как, не копируя что-либо по старым шаблонам, а возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к новому мировоззренческому синтезу. Цель его в том, чтобы взять все лучшее, что было в нашем прошлом, и построить на этой основе фундамент будущего.

Особое значение в этом контексте имеет утверждение идеала социальной справедливости, его новое осмысление с учетом накопленного нами исторического опыта. Не всегда нам в истории удавалось хранить единство общества поверх социальных барьеров. Есть с этим проблемы и сегодня, особенно в период кризиса. И это могут использовать наши недруги. Поэтому стремление к справедливости должно не раскалывать общество, не вести нас к новому витку ненависти и розни, но служить достижению социальной гармонии, наполнению конкретным содержанием не только политических, но и социально-экономических прав наших граждан. Именно от позиции российских парламентариев в значительной мере будет зависеть способность нашей страны оказаться верной своим ценностям, своему пути.

О поддержке семьи

Крайне значимой видится работа законодателей, затрагивающая социальные и нравственные сферы. В первую очередь это касается законодательной политики в области поддержки семьи, материнства и детства. Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Нередко права детей искусственно противопоставляются правам семьи и родителей…Государство может вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи лишь в самых крайних случаях, когда физическому и нравственному здоровью ребенка угрожает реально доказанная опасность. В этом году в концепцию государственной семейной политики был вписан принцип презумпции добросовестности родителей в осуществлении прав на воспитание ребенка. Думаю, этот принцип должен стать одним из ориентиров при развитии норм семейного права.

Благодаря принятым государством мерам удалось добиться значительных успехов в решении демографического вопроса. Прогнозы скептиков о резком сокращении числа жителей России не сбылись. Но, увы, одной рукой мы созидаем, а другой разоряем созданное. Одной из главных бед России остается огромное число абортов. За последние годы оно несколько сократилось, но все равно их количество остается ужасающе высоким. Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост.

Церковь, следуя заповеди Божией «Не убий», всегда видела в умерщвлении неродившегося ребенка тяжкий грех. Часто за таким действием стоят давление врачей и родственников, материальные и жилищные трудности. Преодоление этого зла требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение. Полагаю морально оправданным выведение операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которая поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе и тех, которые категорически не приемлют аборты. Нам говорят, что если сделать это, то увеличится количество подпольных абортов. Простите, а подпольные аборты, что, бесплатно делаются? Есть хоть один «подпольщик», который бесплатно совершает аборт? Нет, он дерет деньги… Женщина, принимающая такое роковое решение, естественно, обращается к профессиональным медикам, и цена их услуг не должна быть больше, чем цена услуг «подпольщиков», — и все, решается проблема…

Большую озабоченность вызывают и некоторые репродуктивные технологии, которые вторгаются в Божий замысел о человеке, разрушают человеческое достоинство и ценность человеческих отношений. Так, нравственное сознание не может примириться с разрешением на уровне закона так называемого суррогатного материнства, превращающего детей и женщин в предмет сделки. Мы извращаем само понятие матери, тайны семейных отношений, святости их. Нам говорят: а что же делать женщине, если она не может родить? Взять сироту, так поступали всегда наши люди — воспитывали сирот. Есть вещи, с которыми шутить нельзя. Потому что они часть Божиего замысла о мире, о человеке. Вторгаясь в этот замысел, мы делаем что-то очень опасное. В свое время умные люди предупреждали — нельзя поворачивать сибирские реки, не шутите с природой. А мы можем сказать — не шутите с Божиим замыслом в отношении человека, даже опираясь на современные достижения науки.

О технологиях и переменах

Мы живем в эпоху стремительных перемен. Если в прошлом веке мир преобразовался научно-техническими достижениями, то сегодня его облик меняется благодаря социальным технологиям. Однако не все перемены воспринимаются одинаково положительно разными членами общества. Многих людей волнует, например, вторжение в их жизнь новаций, связанных с электронными средствами сбора и учета личной информации, которые на порядок повышают контроль над личностью. И не только со стороны государства, но и со стороны любой организованной силы, которая владеет этими технологиями. На мое имя поступают тысячи обращений граждан, выражающих несогласие с безальтернативным внедрением новых идентификационных технологий. Знаю, что и в органы власти поступает не меньше писем по упомянутым проблемам. Убежден, люди должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или в традиционном виде. Использование автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, особенно конфиденциальной информации, должно производиться только на добровольной основе. Исходя из того, что это удобно для бюрократов, нельзя тотально внедрять эти технологии. Каждый из нас может оказаться под тотальным контролем. И если для кого-то мои слова сейчас не звучат как актуальные, поверьте, через какое-то время они смогут стать актуальными для каждого из нас… Совместными усилиями Церкви, государственной власти и общества мы стремимся к тому, чтобы законодательство в религиозной сфере отражало динамичную реальность и одновременно не создавало затруднений для религиозных общин. Свидетельствую, что мнение Церкви, как правило, учитывается в законотворческом процессе. Хотел бы отметить твердую, ясную позицию обеих палат российского парламента по таким актуальным проблемам, как защита чувств верующих и почитаемых ими святынь, сохранение и возрождение нашего культурного наследия….

О религии в школе

Особо хотел бы отметить такую важную сферу церковно-государственного взаимодействия, как развитие духовно-нравственного компонента в школьном образовании. Хотел бы коснуться вопросов, которые, на мой взгляд, нуждаются в скорейшем совместном решении. Это расширение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» на все годы обучения в школе. Этот курс, рассчитанный на воспитание нравственного сознания ребенка и его национального самосознания, ограничен только 34 часами в 4-м классе — это капля в море. Ради 34 часов зачем педагогам проходить какие-то специальные курсы, повышать свою квалификацию? Поэтому важно распространить эти курсы на все годы обучения в школе, а может быть, даже и на высшую школу…

Другая проблема — финансирование православных школ и гимназий по остаточному принципу. Получается, что люди как бы дискриминируются по религиозному признаку. Если отец и мать желают отдать ребенка в православную школу, они обрекают его на некое ущемленное, ограниченное образование… Может быть, следует подумать о том, чтобы эти школы финансировались так же, как и другие, ведь они дают аттестаты государственного образца.

Большое значение для духовного возрождения России имеет развитие богословского образования. Такое образование, всегда признаваемое в Европе, в послереволюционной России оказалось исключенным. Потом удалось все-таки пробить возможность в государственных университетах изучать богословие в рамках бакалавриата и магистратуры. Но почему-то это невозможно делать в рамках докторантуры. Во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя. Только потому, что кто-то отказывается включить богословие в перечень научных дисциплин. Я слышал буквально вчера, что какие-то правильные решения в этом отношении принимаются на уровне министерства образования и науки. Дай Бог, чтобы они были реализованы…

О положении христиан

Еще одна важная тема — положение христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Они оказались там фактически брошенными на произвол судьбы и подвергаются гонениям со стороны экстремистов. Совершенно беспрецедентные притеснения терпят наши братья и сестры в Сирии, в Ираке. Христиане массово покидают Ближний Восток — то самое место, где возникло христианство… Русская православная церковь обращает внимание мирового сообщества на эту катастрофу, старается оказывать страждущим разностороннюю помощь. Весьма ценным является взаимодействие Церкви и государства, и одна из ведущих ролей в этом процессе принадлежит российскому парламенту. Государственная Дума приняла важное заявление о грубых и массовых нарушениях прав религиозных и национальных меньшинств в связи с обострением ситуации в Сирии и Ираке. Этот документ стал важным свидетельством особой роли России в защите страждущих христиан Ближнего Востока. Они сегодня только в России видят надежду на спасение. И говорят нам об этом на самом высоком уровне — на уровне патриархов. Западные страны, которые традиционно поддерживали католическое присутствие на Ближнем Востоке, отказались от этой поддержки. И наши католические братья сегодня оказываются один на один перед новой страшной опасностью — истреблением христиан на Ближнем Востоке. Поэтому с усилением роли России в защите прав меньшинств на Ближнем Востоке, несомненно, возрастает и авторитет нашей страны среди жителей этого региона. У меня было много встреч с руководителями ближневосточных христиан, и они очень ясно выразили эту надежду на помощь России.

…Уверен, что наша нынешняя встреча поможет развитию диалога между Церковью, государственной властью и обществом в координации совместных усилий во благо нашего Отечества. Помогай вам всем Бог.

Российская газета .

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники