Родион ГАЗМАНОВ прославился на всю страну в шесть лет — в 1987 году, когда спел песню «Люси», написанную отцом. После школы он оставил стезю профессионального музыканта и пошёл учиться на финансиста. Получив последние карманные деньги в 18 лет, зарабатывал на жизнь сам — барменом, управляющим клуба, финансовым аналитиком в крупных компаниях. Поднимался выше и выше. А в 2012 году внезапно всё бросил и выбрал дорогу, где меньше денег, но больше радости. Вернулся на эстраду — теперь уже со своими песнями.
-Думаю, будет корректным сказать, что вы пока не являетесь звездой первого эшелона. Иначе вряд ли бы пошли участником в «Голос». Скорее, наставником.
- Я вообще считаю спорным этот термин — «звезда». Безусловно, в пятёрку лидеров я на данный момент не вхожу, хотя довольно востребован. Что касается «Голоса», то меня звали на кастинг второго и третьего сезонов, но я отказывался — считал, что не готов. А потом набрался наглости и пришёл. Меня не выбирали из большого количества анкет, но кастинг я проходил на общих началах.
- Учитывая талант Олега Газманова, я полагаю, он мог бы вас сильно «раскрутить»…
- Не знаю. Не буду предполагать, имеете ли вы в виду, что мои песни хуже тех, которые мог бы написать мне отец. Возможно, с его песнями я бы легче попал в ротацию. Возможно, у меня было бы больше публики (хотя я не жалуюсь). Но я хочу петь те песни, в которые я верю, которые я ощущаю. В моём альбоме, кстати, есть две песни отца, не спетые им. Они подошли мне, и я их у него попросил. Но в основном я исполняю собственный материал. Продюсируя меня, отец сделал бы второго Олега Газманова, а двух Олегов Газмановых на эстраде быть не может. Мы записываем совсем разную музыку.
- А вы не стараетесь специально делать музыку так, чтобы она не была похожа на отцовскую?
- У вас есть ребёнок?
- Да, а что?
- Вы, когда происходил процесс, старались сделать ребёнка таким-то и таким-то? Думаю, аллегория ясна.
- Вполне. Почему вы перешли из мира бизнеса в мир шоу-бизнеса?
-А надоело. Я смотрел на людей, с которыми работал, и понял, что меня ждёт: пузо, часы «Брегет» на руке, дом, яхта, вилла в Каннах… И всё? Счастье не в этом. За неделю я сдал все дела, ушёл с работы и в течение месяца не выходил из квартиры, заказывая еду через Интернет. И у меня вновь стали писаться песни.
-Вы поёте: «Любовь нельзя измерить или взвесить». То же самое стоит сказать и о счастье?
-Счастье можно измерить, но не количественно. Вот вы любите вставать по будильнику?
-Больше люблю без будильника.
-Мне было очень тяжело вставать в полдевятого, чтобы в полдесятого появиться в офисе. А сейчас проснуться в четыре утра, чтобы в пять быть в аэропорту, — легко! Встаю с ощущением, что живу в кайф. Это такое счастье, вы не представляете! Я зарабатываю меньше, чем в офисе, и при этом работаю больше, но зато с каким с удовольствием!
-Не так давно мы беседовали с Олегом Газмановым, обсуждали патриотизм и коснулись заграничного образования. Он напомнил, что вы учились в английском колледже, и добавил: заграничное образование не лишает патриотизма.
-Когда у меня будут дети, я направлю их учиться туда, где их лучше научат. В нашей стране — значит, в нашей. В чужой — значит, в чужой. В своё время у нас было очень крепкое образование, а нынешний период я бы назвал переходным. На мой взгляд, вопрос о том, где учиться, и вопрос патриотизма никак не пересекаются. А вот вопрос места проживания может с этим быть связан. Лично я не могу жить нигде, кроме России. Люблю свою страну и людей, которые в ней живут. По моим наблюдениям, тот, кто обвиняет других в нелюбви к родине, обычно сам оказывается человеком, готовым продать её при первой же возможности. Когда кто-то кричит об этом, я тщательно присматриваюсь к кричащему. Страну нужно любить тихо, молча и на деле, а не на словах.
-Насчёт военных эта фраза понятна, а что она значит в отношении музыканта?
-Для всех она значит одно — делать то, что умеешь. У меня много благотворительных выступлений — ездим по детдомам, по оздоровительным учреждениям.
-Олег Михайлович также говорил, что в жанре поп-музыки мало кто пишет гражданские песни. Замечу: вы поёте о любви, в вашем альбоме социальных песен нет.
-В альбоме — нет, но в Интернете есть песня «Обратная сторона», посвящённая российско-украинскому разладу. Мы написали её вместе с моим гитаристом Владимиром Андреевским, который, кстати, западный украинец. Песня о том, что нужно головой думать, а не судить с чужих слов. Я ежедневно читаю новости из самых разных источников — только так можно увидеть картину с разных сторон и более-менее приблизиться к пониманию ситуации. Большинство населения, увы, на это не способно. Большинству удобно находиться в границах той реальности, которую они себе представляют. Посидели в офисе, пришли домой, включили телевизор — всё. Их мир понятен и прост. Это не плохо и не хорошо, это — данность. Людям нужно во что-то верить, вот они и верят. И если вы, как Прометей, принесёте пламя и покажете, что мир другой, то человек 45-летнего возраста, с двумя детьми и двумя кредитами, будет готов сковать вас цепями, чтобы орёл клевал вашу печень. Потому что вы принесли этому человеку информацию, которая ему не нужна.
-В мультяшном клипе Олега Газманова «Новая заря» показаны люди, которые пилят всё вокруг…
-Я бы не хотел это обсуждать. У меня есть политические взгляды, но я ими не делюсь. Выражаю их, когда голосую на выборах. Или когда слегка подвыпью, находясь в тесной дружеской компании. Моя профессия — музыка, а не политика.
-Музыканты, которые высказываются о политике, не правы?
-Музыкант может сказать: «Будьте добрее, любите детей, живите дружно». Но, когда музыкант говорит, что ему стыдно за свою страну, или судит о том, кто прав, а кто не прав, — он находится не на своей территории. Доверите ли вы блестящему нейрохирургу перебрать двигатель своего автомобиля?
-Мне кажется, аналогия не работает, потому что к профессиональным политикам у людей часто нет веры, а к деятелям искусства — есть.
-Я считаю, политические заявления музыканта — злоупотребление этим доверием. Людям нужен кто-то, кому они могут верить. Происходит подмена понятий. Вместо того чтобы сесть, почитать, а лучше съездить и посмотреть, — вместо этого человеку проще перенять точку зрения того, кто ему симпатичен, чьи песни он любит. Какая тут логическая связь? Есть музыканты, выступающие в поддержку чьих-то партийных мероприятий, — я этого не делаю принципиально.
-А выступление российских музыкантов в Новороссии, на ваш взгляд, — политика?
-Кого они приехали поддержать — людей или местную власть?
-Людей, конечно же.
-Тогда где здесь политика? Сдать кровь для пострадавших людей в ДНР — это политика? Направить им гуманитарную помощь — политика?
-Стало быть, если вас пригласят выступить в Новороссии, вы поедете?
-Поеду, чтобы подарить людям праздник. Точно так же я поехал бы и на Украину. И там, и там я не говорил бы о политике. И там, и там я сказал бы, что люди должны прислушиваться друг к другу. Я не рассуждаю о том, кто плохой и кто хороший, потому что не имею морального права. Люди должны решать это сами.
-Украина закрыла свои границы для многих российских артистов, выступивших в Крыму после его вхождения в состав России. Не буду никого называть, но из первых уст знаю, что не для всех наших музыкантов очевиден выбор — выступать в Крыму или не выступать.
-Для меня такой вопрос не стоит. Во-первых, я не принимаю этих правил игры. Во-вторых, я уже выступал в Крыму после его присоединения (на празднике военно-морского флота). Одна фамилия Газманов в этом «невъездном» списке точно есть. Насчёт себя не знаю — может быть, за компанию вписали.
-Как думаете, помиримся с Украиной?
-Евровидение показало, что это возможно. Тогда как оба жюри — российское и украинское — поставили соответственно Джамале и Лазареву низкие оценки, телезрители обеих стран голосовали ровно наоборот.
-Как вам, кстати, решение судей?
-Евровидение стало больше политическим конкурсом, чем музыкальным. Решение о победе Кончиты Вурст было жестом в сторону сексуальных меньшинств, решение о победе Джамалы — жестом в сторону Украины. Как говорится в еврейском анекдоте: либо крестик сними, либо трусы надень. Сделайте либо строго музыкальный конкурс, либо строго политический, где победителем будет тот, кто выставит себя большей жертвой.
-Вам понравилось выступление Лазарева?
-Одно из лучших выступлений на этом Евровидении, на мой взгляд. Если бы он победил, я бы назвал это решение справедливым. Приз зрительских симпатий — тому подтверждение. Я знаю Лазарева как очень ответственного «пахаря». Знаете, меня довольно часто приглашают на творческие встречи с учащимися музыкальных школ, и я всегда спрашиваю, что они считают главным условием музыкальной карьеры. Называют талант, связи, внешность и многое другое, и никто ни разу не назвал работоспособность. Люди думают: спел, взял конверт с деньгами и поехал в бар. В реальности всё не так. Восьмичасовые репетиции, хореография, занятия по вокалу, выработка стратегии, запись, необходимость появляться на огромном количестве мероприятий, чтобы быть на плаву… И чем дальше, тем сложнее. В офисе работаешь 10 часов в день, чтобы стать начальником и работать 14 часов в день, — в шоу-бизнесе то же самое. На вершине музыкального олимпа находятся те, кто умеет «пахать». В ущерб сну и здоровью.
- Я слышал, что некоторые поп-дивы, будучи подругами состоятельных мужчин, не сделали для попадания в ротацию вообще ничего.
- 90-е годы давно прошли. Да, вы можете на студийном оборудовании подтянуть и подчистить голос, снять клип, отдать за деньги песню на радио. Но я говорю о тех артистах, которые зарабатывают деньги, а не о тех, которые их съедают.
-Ваш альбом довольно разнообразен музыкально…
-Да, там есть и рок, и поп-рок, и абсолютная попса.
-Складываете яйца в разные корзины из стратегических соображений?
-Складывать яйца в разные корзины — физически больно и неудобно. Из стратегических соображений, наоборот, правильнее было бы записывать песни в едином стиле — для чёткого позиционирования на музыкальном рынке. Но я так не могу. Делаю то, что нравится.
-Вы сказали, человеку нужно во что-то верить. А вам?
-Я верю в людей, которые меня окружают. Это безопаснее всего.
Сергей Рязанов,
«Аргументы недели».