ФОТОГАЛЕРЕЯ
oblojka kniga
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Общество русской словесности начинает возвращение литературной классики.

Десять молодых людей на просьбу продолжить «И чувства добрые я лирой…» бодро добавили «сочинил», «объяснил», «очень добрые» и «можно я пойду?». На вопрос, кто написал роман «Бесы», не сомневаясь ответили «Пушкин», а Григория Печорина назвали главным «пушкинским героем», который «на лошади за девушкой ездил». Диагноз отношений молодежи с русской классикой лучше всего описывается словом «крах». Вчера в Доме Пашкова на заседании Общества русской словесности это слово было «экранизировано» в трех роликах , посвященных разговорам о литературе с вузовской молодежью.

Первый ролик был снят три года назад. Сейчас мы повторили опрос: ситуация не улучшилась, — констатировал секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.

Проблема заявлена с такой остротой, что президент в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о внимании к гуманитарным предметам и о необходимости множества современных проектов в театре, кино, на ТВ, музейных площадках и в интернете, возвращающих внимание молодежи к литературе и истории.

Вчерашняя встреча стала первым наброском «дорожной карты» на эту тему. Свои предложения высказывали учителя, ректоры вузов, кинорежиссеры, театральные продюсеры. Диагностику ситуации добавляли два министра — образования, культуры и руководитель печати, которым придется привязывать проекты к образовательным институциям.

- Похоже, мы потеряли школу как территорию, где была сосредоточена русская классика, — считает учитель школы № 1741 Юлия Марчук.

Любящий и понимающий классику человек должен быть успешным, «не должен чувствовать растерянность перед тем, что пишут сегодня СМИ и говорят ораторы с трибун». А противоречия между ценностными ориентирами, заданными русской классикой, и тем, как прагматично, а то и цинично устроена жизнь, должны как-то разрешаться. Воспитанные на русской литературе дети зададутся вопросом: а где сегодня чеховский интеллигент? Он сейчас в роли слабака? Вечных героев русской классики — и «господина из Сан-Франциско», и «соборян», — а также их место в обществе они начнут искать в сегодняшней жизни, уверена Юлия Марчук. Свидетельство учителя о своих лучших учениках: они читают и думают.

Сегодня мир полон подмен, сознание молодых людей стараются накачать некачественными эрзацами, уверен режиссер Никита Михалков. ТВ-шоу, ряженое вместо настоящего, объявление «великими» заурядных фигур, абсолютная подмена ощущений времени — противоядие всему этому тоже нужно искать в классике, уверен Никита Михалков, и начинать воспитание ею, еще когда воспитанник умещается «поперек кровати».

Возвращение классики в школу не может начаться без возвращения в нее ярких, умных педагогов, уверен и.о. ректора Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. Подготовка таких учителей в педагогических вузах должна быть скоординирована. По-настоящему интересное предложение высказал ректор Литературного института имени Горького писатель Алексей Варламов. Поскольку настоящее глубокое чтение русской классики начинается все-таки в вузе, стоит подумать об обязательном преподавании курса русской литературы и языка на первых курсах всех вузов, включая технические.

Как привести и перевести великую классику на сцену и экран, как заменить зубрежку и спорные задания на глубокое чтение? Как вернуть в школы проверочные работы по литературе? Как выделить лучшие радиостанции, рассказывающие о книгах, и обратить внимание на существующий при «РГ» портал «Год литературы», имеющий тысячи читательских посещений в день? Как проводить апробацию учебников? Как учиться верному и культурному выбору? Ответить на эти вопросы можно будет уже в начале следующего года, когда по итогам вчерашнего разговора появятся конкретные предложения .

- Все понимают, что культура — это сфера тонких настроек, командных решений и принуждений к любви к русской классике здесь быть не может, — сказал «РГ» секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.

Ольга Васильева, министр образования и науки:

- Мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда зубрежка. Мы потеряли предметный подход. Гнались за тьюторами, новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника. Есть претензии и к учебникам. Одни усложнены, другие интеллектуально снижены. Мы проводим экспертизу учебников, а нужна еще и апробация их, которая будет проходить в лучших школах России.

Елена ЯКОВЛЕВА, «Российская газета».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники