ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

19 мая Надеждинской средней школе № 1 исполнится 110 лет. Кое-кто из местных удивляется: как так — школе 110, а целому району только 80? А вот так. У нас историческая преемственность разорвана 17-м годом? Разорвана. Когда 1-я школа открывалась, территория делилась административно на уезды и волости. Никольск-Уссурийский уезд Раздольненской волости. Район возник 9 апреля 1937 года: Надеждинский — не прошло и месяца, переименовали во Владивостокский, с 1963 года опять Надеждинский. То, что 19 мая — День пионерии, совсем не факт хронологической точности образования школы. Просто так удобно для всех. Во-первых, пятница, конец недели. Во-вторых, надо успеть, впереди конец учебного года, каникулы, у выпускников ОГЭ и ЕГЭ. А День пионерии — да вдобавок в год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции — бывшие и нынешние ученики школы, как и её педагогический коллектив, по-любому отметят.

ВСПОМНЮ здесь своё пионерское детство, а те из читателей, кому порядочно за 30, не дадут мне соврать. «Как повяжешь галстук, /Береги его, /Он ведь с красным знаменем/Цвета одного». Пионер — всем ребятам пример. Ну а как же. Для того и торжественное обещание публично давали. А клятвенный его рефрен помните? «Юные ленинцы! В борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!» Всегда готовы! Металлолом всем классом собирали — и непременно с учительницей вместе. Будучи пионером-шестиклассником, не сумел однажды выдержать идеологическую баталию. Но посчитал, что всё правильно. Потому и написал так называемую сказку и послал её в «Пионерскую правду». В сказке я рьяно доказывал своей бабушке, что Бога нет, бабушка в ответ: «Ты что, антихрист, удумал, нука замолчи!» Я опять за своё. И она в финале гонялась за мной с веником и даже хорошенько треснула по спине. Сказку не напечатали. В ответном письме указали причину: нет счастливого конца, ты не смог убедить бабушку. Но не расстраивайся, мы тебя принимаем в юнкоры — заполни и вышли нам вот этот чистый бланк. Обиделся и отказался…

День пионерии в городке Имане (Дальнереченске) в моей средней школе праздновался гораздо лучше, чем День Победы (тем более, что его вообще не праздновали). Таким огромным, до неба, пионерским костром и звонкими песнями. А году, наверное, в 1959-м 19 мая вылилось в грандиозное, человек на 300-400, факельное шествие по улице Школьной. Каждому мальчишке показали как и дали задание сделать из консервных банок факел на древке. И как шагнули после 21.00! Так пошли, что одному пацану в соседней со мной шеренге подсмолили шею, естественно, до диких воплей и волдырей. Тем ярче это событие запомнилось. И не лезли в голову никакие аналогии с «белокурыми бестиями» Еитлера и тому подобной «ночью длинных ножей».

ЦЕНТР Надеждинского района изначально образовывался из двух частей — вступившей в строй в 1893 году железнодорожной станции Надеждинской. И возникшего (по документам) в 1899 году, но — как позже выяснилось -уже существовавшего ранее в другом месте, казачьего посёлка Чичаговский (с августа 1917 года станица Вольная). Что касается школы, она впервые упоминается в обзоре Приморской области в Чичаговском 1906 годом. «Имеется деревянная школа. Обучается в школе 18 мальчиков и 15 девочек». Утвердился 1907 год. Среди первых учителей в истории казачьей школы сохранились имена отнюдь не семи пядей во лбу Терентия Филатовича Ряхина, Михаила Ивановича Тайшина, Кузнецова, священника Ивана Агафоновича Портнягина. Но зато уж дисциплина у них была — только попробуй забалуй. Провинившихся казачат, нашкодивших, к примеру, на огородах корейцев, сначала разбирали на правлении. А потом наказывали. Каждого отдельно. Снимали с бедолажки одежду, укладывали на лавку лицом вниз, и начиналась экзекуция лозинами. То есть розгами. Изощрённость состояла в том, что одной и той же лозиной делали лишь один удар с оттяжкой. И тут же меняли на новую, целую и крепкую.

Совсем недавно имел разговор с участником Великой Отечественной войны Сергеем Павловичем Скокленёвым. Сергей Павлович — последний живой казак, родившийся в станице Вольной, на войну ушёл по окончании 10-го класса Надеждинской школы.

- Школ в селе Вольно-Надеждинском было много…

- В смысле?

- В смысле, в разных частях Надеждинской. И в разное время. Да. Была, например, школа на улице Ленина. Была ещё на Нагорной, ближе к кладбищу. И ещё на улице Луговой. В этих названных учились 1-е и 2-е классы. А 3-е и 4-е — на улице Железнодорожной, не доезжая переезда, в бараке. Позже возникший 5-й класс стал заниматься в деревянной школе (см. фото), неподалёку от районного Дома культуры. А потом и 8-9-10-е классы.

Кстати. По постановлению Владивостокского горсовета от 20 апреля 1930 года, всеобщее обязательное начальное обучение введено было по городу Владивостоку и его окрестностям, к которым относился и будущий Надеждинский район, с 1 сентября 1930 года.

К сказанному старожилом Скокленёвым следует добавить, что та деревянная начальная школа возле ДК, где потом и 5-й класс стал, и в 50-е годы ещё вовсю функционировала.

НЕБЕЗЫНТЕРЕСНО будет узнать также, что в конце позапрошлого века для каждой категории населения существовал свой тип начальной школы. Для казаков — казачьи школы или училища. Разницы не было -школа ли училище — подразумевалось одно и то же начальное образовательное учреждение. В сёлах — сельские, крестьянские школы. При церквах — церковно-приходские. В деревнях — так называемые школы грамоты. В них давались начатки знаний по Закону Божьему, учили читать и писать, петь с голоса наиболее важные молитвы. Миссионерские школы — для коренных народов. И, наконец, ведомственные. Вот эти школы-училища существовали при самых различных ведомствах: на рудниках, при станциях железной дороги.

Такая пестрота названий запутает кого угодно. Тем более, в исторических источниках почти нет чёткой грани между всеми этими типами школ. Хорошо, что позже произошла некоторая унификация, чаще стало употребляться единообразное обозначение: МИНИСТЕРСКИЕ школы, то есть подчинённые министерству народного просвещения.

Но все эти школы были одноклассные, со сроком обучения три года. Хотя были и двуклассные — пять лет обучения.

…1-я школа, школа в районном центре — лицо района, лучший дизайн, лучший фасад и крыша. Осмелюсь утверждать, это не так. Как только средняя школа № 1 стала МБОУ СОш № 1 (просто совпадение?), к её проблемам перестали прислушиваться. Но давайте по порядку. Сейчас в этой школе 1054 ученика. Было больше. Но уже давно школе требуется капитальный ремонт. Наведавшийся лет восемь назад в Вольно-Надеждинское губернатор Сергей Дарькин пообещал (я свидетель) «дать поручение». Не дождались. А в самом начале февраля 2013 года ваш корреспондент провожал до аэропорта участника Великой Отечественной войны доктора геолого-минералогических наук и давнишнего шефа школы Георгия Николаевича Бровкова. Георгий Николаевич летел в Москву на 70-летие освобождения Сталинграда от немецко-фашистских захватчиков и вёз с собой письмо с просьбой о ремонте школы в нашем райцентре. Я ему посоветовал на встрече в Кремле передать это письмо лично в руки президенту Путину — чтобы, сами понимаете, «включился ручной режим управления». Письмо фронтовик передал. Но не лично президенту. И ничего не вышло. Больше того, департамент образования «переквалифицировал» капитальный ремонт на строительство новой школы — вообще всё заглохло.

Итак, 110 лет Надеждинской школе № 1. Поскольку школа долгое время «шла» по железнодорожному ведомству, а название дороги менялось с Приморской на Дальневосточную, то и нумерация была № 23, потом № 39. Это не столь важно. Гораздо важнее сама дата открытия школы. Куда, например, девать вот этот документ. Аннотированный список «Памятники истории и культуры Приморского края», год издания 1982-й, под эгидой Института истории, археологии и этнографии ДВНЦ. Там на странице 139 читаем: «Здание первой школы в селе Вольно-Надеждинском, улица Ленина, 40. Одноэтажное, деревянное, выстроено специально для школы в 1893 году. Это одна из первых сельских школ Приморья…» Так куда девать этот документ? — обращаюсь к исследователям-краеведам. Уж конечно, не игнорировать сей список и не забывать. Пока просто «иметь в виду». А поиски и исследования должны продолжаться.

О НЕДАВНИХ и НЫНЕШНИХ учителях пора слово молвить.

1-я школа, она и есть первая. Заласканная, поскольку районный центр — лучшие преподаватели, лучшее качество обучения, базовая почти для всех остальных школ. Это в идеале. Но гладко так не всегда получается. Хотя, посмотрите, где из 15 школ Надеждинского района чаще, чем в 1-й школе. Каждый год, а то и полгода — конкурсы, диспуты, научно-практические и краеведческие конференции. Учительница начальных классов, гитаристка, поэтесса и умница Ирина Гайдай ведёт ПРОГРАММУ интеллектуального развития учащихся начальных классов, руководитель и куратор этой программы.

- Всё тут просто, — считает Ирина Васильевна. — Поскольку у детей познавательный интерес особенно прогрессирует в этом возрасте, вот и ловите момент. Не ждите, пока смартфон и телевизор усреднят, опошлят главные наши традиционные ценности. Возвращайте внеклассное чтение. И пусть будут самые разные турниры: не только шахматно-шашечные, но и знатоков природы, турниры, развивающие любопытство и страсть к ребусам и кроссвордам. Предметные олимпиады. Конкурсы на самого умного ученика. Вот уж где амбиции взыграют! Но это ж нормальные амбиции, правда?

Сразу же поймал себя на мысли: таких как Ирина Гайдай, в 1-й школе… в общем, имя им легион. Историк Наталья Красноплахтова, педагог-организатор Наталья Годжаева. А Людмила Трофимовна Филаткина какая молодец! А Надежда Дмитриевна Белавкина, одна из победительниц федерального конкурса! Не успела влиться в коллектив и уже впереди на лихом коне. Русовед Людмила Монахова, завуч Людмила Копылова, Мария Васильевна Малахова… Извиняюсь, пишу не с чужих слов — только о тех, кого знаю. Хоть чуть-чуть знаю. Видимо, традиция передачи хорошего от хорошего в этой школе живуча. Брать небольшой только отрезок времени и то, смотрите. Директора школы, руководящие и направляющие: Мария Семёновна Ветохина, дальше пропущу… потом Татьяна Михайловна Палий, Юрий Вольных, Ирина Снарская.

Отдельно можно писать о Тамаре Ивановне Угловской. В 1-й школе с 1962-го по 2012 год. День в день 50 лет. Заслуженный учитель РСФСР. И не только графиня-географиня, или Арсеньев в юбке. С 1973го по 1987 год организатор внеклассной работы, а с 87-го по 93-й — замдиректора по учебно-воспитательной работе. Награды — девать некуда. Так она ж вдобавок и летописец школы!

БОЛЬШИНСТВО из «вчерашних» учеников считают ЕГЭ чем-то вроде телепередачи «Угадай мелодию». Угадал — молодец, не угадал — тоже молодец, но могут назвать бестолковым недоучкой. Взял и проверил 21 февраля ЕГЭ на себе, когда для интереса решили в 1-й школе провести экзамен с родителями по русскому языку. После прохождения «барьерных ворот», всех этих «махалок», то бишь металлодетекторов. После инструктажа Натальи Красноплахтовой:

- Ваш экзамен не боевой, как у ребят-выпускников. Ваш экзамен — деловая игра. И вы будете писать вместо трех с половиной часов 40 минут. Здесь, на пункте приёма экзаменов (ППЭ), всё под наблюдением видеокамер. Не вставать, не ходить, не переговариваться… И, заметьте, Москва будет ВСЁ это видеть в режиме реального времени.

В общем, нагнали на родителей страху. И — время пошло! Вытащил из конверта, давай разбираться в заданиях. Всего заданий 15. Последнее — коротенькое сочинение. Ага, вот тут понятно, вот тут одной левой, и тут тоже… А это что? Непонятки какие-то, не могу разобраться, чего от меня хотят? Другими словами, не понимаю сути вопроса… Потом, уже дома, посмотрел спокойно — да всё ясно. А на уроке…

Хорошо, если ребят натаскивают перед этим на всякие подобные нюансы!

Пётр ТЕЛЯКОВ,
Надеждинский район.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники