ФОТОГАЛЕРЕЯ
oblojka kniga
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

В этом году легендарной владивостокской команде «Восток» исполнилось 55 лет. Она давно и по праву является визитной карточкой Владивостока. На домашних гонках всегда переполнены трибуны и бушуют эмоции. А первая победа в чемпионате СССР в 1972 году стала общегородским праздником. За команду выступали Александр Павлов, Владимир За-плешный, Олег Галяутдинов, Валерий Зиганшин, Сергей Выговский, Сергей Шевченко, Владимир Нестеров. С тех пор «Восток» пять раз становился чемпионом, по десять раз брал «серебро» и «бронзу».

Второе «золото» чемпионата СССР было завоевано в 1990-ом, когда в команде выступали Григорий Харченко, Виталий Ефимов, Аркадий Кононец, Геннадий Потехин, Игорь Столяров, Игорь Швец, Аркадий Сушков, Владимир Панькин, Андрей Коржевой. За свою богатейшую историю из нее вышло не одно поколение спортсменов различного уровня. Командой руководили всего два тренера, мастера спорта СССР — Виктор Михайлович Успенский, впоследствии заслуженный тренер РСФСР, и Игорь Эрикович Столяров.

Из истории мирового спидвея. Этот эмоциональный вид мотоциклетного спорта с первых же дней своего становления навсегда захватил в плен сердца тех, кто любит скорость, риск и наивысшее спортивное мастерство. Спидвей отличается от других видов спорта тем, что возникнув, он развивался с фантастической быстротой и в короткое время охватил практически все уголки планеты.

Различные источники сообщают, что уже в начале ХХ века в разных странах пытались проводить мотогонки на коротких дорожках с твердым и мягким покрытием. Например, такие соревнования состоялись в 1907 году в Питермарицбурге (ЮАР). В 1913 году соревнования начали проводить и в Канаде. Но все же официальным годом рождения спидвея принято считать 1923-й. В том году в австралийском местечке Вест-Майтланд, расположенном близ Сиднея, появился некий Джон Хоскинс, у которого был служебный мотоцикл. В один из воскресных дней он устроил пробные заезды, которые собрали большое количество зрителей. На ипподроме длиной 1/3 мили (около 536 м) приняли участие 60 гонщиков, в каждом заезде стартовало по шесть гонщиков. Успех соревнований, названных «спид-вейными гонками» (которое вскоре сократили до одного слова — «спидвей»), к радости энтузиастов-организаторов, превзошел все ожидания. Эту дату принято считать днем рождения спидвея.

Начали проводиться соревнования в других городах Австралии. В числе участников гонок оказались и уроженцы Англии, которые впоследствии занесли «спидвейный вирус» и на Британские острова, где первая гонка состоялась 19 февраля 1928 года на треке «Кингс Оук». Через год в Англии насчитывалось уже более 60 треков, появилась командная лига. Ещё через год на стадионе «Уимблдон» состоялся первый международный матч между сборными Англии и Австралии. В присутствии 30 тысяч зрителей победили родоначальники спидвея — 35:17. В этом же году были построены треки в Мадриде и Барселоне, состоялся и первый розыгрыш знаменитого «Золотого шлема Чехословакии».

Первый официальный чемпионат мира был проведен в 1936 году на «Уимблдоне», в нём участвовали 63 гонщика: 35 англичан, 11 австралийцев, по три представителя Дании и США, по два — Испании, Румынии, Германии и Швеции, по одному — ЮАР, Канады и Новой Зеландии. Первым чемпионом мира стал австралиец Лайонел ван Прааг.

В СССР кольцевые мотогонки на треке впервые состоялись в 1958 году. Через год силами трех мотогонщиков -Виктора Успенского, Рудольфа Богданова и Вадима Харамоно-

ва был основан автомотоклуб при Дальзаводе. На стадионе «Авангард» были подготовлены гаревые дорожки, и в 1962 команда «Восток» оказалась среди команд-участниц первого чемпионата СССР, где заняла 11 место из 16. Причем команда выступала только на выезде, штатного тренера не было, командой руководил её организатор — Виктор Успенский, который официально был назначен наставником команды в 1970-ом году.

Рассказывает Виктор УСПЕНСКИЙ:

- В 1960 году в Одессе я выиграл чемпионат Советского Союза по ипподрому (сейчас это называется длинный трек) в классе 350 куб. см. А мой друг Рудик Богданов победил в классе 175 куб. см. Это были первые золотые награды в истории края. Приехали мы во Владивосток, где нас встречали с оркестром. На этой волне я пошел в профсоюзный комитет Дальзавода, сказал, что есть желание создать при Дальза-воде команду, и нам пошли навстречу.

Проблема была в том, что стадион «Авангард» был легкоатлетическим, но, к счастью, председатель совета физкультуры Сергей Волков проникся моими идеями и дал добро на переоборудование дорожки в гаревый вариант. Мы своими силами построили ограждение, а завод выделил материалы. После этого начали тренироваться. «Восток» дебютировал в чемпионате в 1962 году, хотя до этого мы занимались мотокроссом, ипподромом и гонками на льду.

Передо мной один из протоколов чемпионата СССР 1966 года. На владивостокском треке «Авангард» встречались наш «Восток» и «Локомотив» из латвийского Даугавпилса. Команды встречались дважды — 14 и 15 июля. В обеих гонках победили владивостокцы — 76:46 и 68:48. Наши выступали в таком составе (в скобках количество набранных очков): Василий Жатько (14, 13), Юрий Самбур-ский (12, 11), Эдуард Самбур-ский (11, 11), Олег Галяутдинов (13, 7), Владимир Заплешный (8, 11), Вадим Харамонов (0, 5) и Валерий Бойко (-, 5).

Ваш корреспондент на спидвей впервые попал в 1971 году, будучи студентом. Тогда трек был покрыт золой из котельной ТЭЦ-1, а топливом для двигателей мотоциклов была смесь метанола с касторовым маслом, после сгорания которой воздух наполнялся особым «ароматом», забыть который было невозможно. Именно он, гаревая пыль и борьба на дорожках, как наркотик, привлекали болельщиков.

«Восток» знал разные времена. Были и яркие победы, и годы застоя. Так, в 80-е годы команда несколько лет была вынуждена выступать на западе страны, не имея собственного стадиона. Примечательно, что когда команда «Восток» приезжает в какой-либо город, её очень хорошо встречают. Соби

раются полные стадионы зрителей, потому что владивостокцы всегда едут крепко, и гонки становятся очень интересными.

С 2005 года генеральным директором клуба стал Константин Цыбулин, в 1995-м стоявший у истоков шоссейно-кольцевых гонок, которые и сейчас ежегодно проводятся на картодроме «Змеинка». В 19992002 годах он был организатором и участником автоспидвея на стадионе «Авангард».

Константин ЦЫБУЛИН:

- Команду организовал Виктор Михайлович Успенский, который проработал главным тренером до 2005 года — более 40 лет, затем стал её трене-ром-консультантом. Даже обидно за него: можно давно было сделать его почетным жителем Владивостока, потому что он заслуженный человек, благодаря ему в городе зародился спидвей — спортивная визитная карточка города.

В 2004 году команда из-за разногласий гонщиков распалась на две: «Восток» и «Приморье». Во вторую ушли спортсмены, которые были недовольны своей заработной платой, ее невыплатой. Стало ясно, что спидвей во Владивостоке можно потерять. Удалось принять меры, чтобы сформировать тренерский состав, механиков и коллектив в целом. Главным тренером пригласили бывшего капитана команды мастера спорта Игоря Столярова. Он всю жизнь, так же как и Виктор Успенский, отдал клубу и работает до сих пор.

За это время мы добились больших успехов: три раза (2010, 2015, 2016 гг.) были чемпионами России, в 2011 году завоевали Кубок европейских чемпионов. Ни один спортивный клуб края не может похвастаться такими результатами, имея в команде только приморских воспитанников.

Сегодня стадион оформлен в муниципальную собственность, обновлены борта, закупили воздушные отбойники, для спортсменов построены нормальные помещения с классами, душевыми и туалетами. В 2012 году клуб организовал детско-юношескую школу для занятий мотокроссом и спидвеем. Это дало приток в команду молодых спортсменов, которые сегодня уже являются костяком команды. Например, в сентябре наши юниоры Павел Лагута и Марк Карион заняли вторые места на чемпионате России до 19 лет.

К сожалению, количество спидвейных команд значительно уменьшилось: в СССР в трёх лигах было 49 команд, сегодня их всего 4. Тем не менее, на стадионе «Авангард» вместимостью 6 тысяч человек всегда аншлаг.

Что касается финансирования, то единственный источник — администрация Владивостока. Этих денег катастрофически не хватает, в этом году была оптимизация бюджета, команда

«Восток» недополучила средств, не смогли выступать ни Артём, ни Григорий Лагута, запросившие неподьемные для нас заработные платы. Артём в итоге заключил контракт с командой «Мега-Лада», которая и стала чемпионом.

Очень жаль, что в таком богатом городе, крае у нас нет спонсоров. У нас много детей связанно со спидвеем и мотокроссом. Тренировка, перевозка и техника для перевозки, обслуживание трассы требуют средств, нужен автобус для перевозки детей.

Впервые нам в этом году помогает администрация края: закупает мотоциклы на нашу школу — шесть на мотокросс и два на спидвей.

В актовом зале городской администрации прошло чествование ветеранов спидвейного «Востока», приуроченное к 55-летию участия в чемпионатах страны. Тогда ещё и.о. главы Владивостока Константин Межонов вручил спортсменам и спортивным функционерам памятные знаки, подарки и благодарственные письма.

Среди награждённых — мастера спидвея и мотоспорта, которые ковали славу владивостокской команды: Виктор Успенский, Владимир Емельянов, Валерий Зиганшин, Владимир Захаров, Николай Каратаев, Владимир Сандульский, Сергей Гаврилов, Владимир Нестеров, Григорий Харченко, Аркадий Кононец, Игорь Столяров, Аркадий Сушков, Сергей Шевченко, Константин Цыбулин.

Награды получили и молодые спортсмены, которые сегодня составляют костяк команды. «Восток» — самый молодой коллектив в чемпионате России, средний возраст — 21 год.

Константин Анатольевич признался, что и сам «заболел» спидвеем — визитной карточкой Владивостока — и в этом сезоне не пропустил ни одну домашнюю гонку. И пожелал, чтобы и наш новый губернатор тоже стал болельщиком спидвея, обещав при встрече обязательно с ним поговорить. Нам же остается надеяться, что встреча уже состоялась.

После награждения Константин Межонов и спидвейная общественность обсудили проблемы, которых у «Востока» немало. Пожалуй, одна из главных — скромное финансирование. Констатин Цыбулин внес несколько предложений: установить монумент гонщику спидвея с нанесением имен родоначальников спидвея в крае,отремонтировать трибуны для зрителей, провести этап чемпионата мира по спидвею во Владивостоке. Главный тренер команды Игорь Сторяров предложил найти средства для межсезонных сборов в Латвии или Польше (за бюджетные деньги этого сделать нельзя), где созданы все условия для комфортного занятия спидвеем, что значительно повысит результат спортсменов.

Владимир БОЛДЫРЕВ. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники