ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Дешево и сердито

- Нет, решил поездом ехать. Дешево и сердито!

Допустим, поездом действительно дешевле, чем самолетом, хотя и не всегда. Но почему «сердито»?! И кто может сердиться на дешевизну — если, конечно, речь идет о слове «сердито» в том самом известном нам смысле?

«Сердито»(наречие от прилагательного «сердитый») означает «зло, сурово, раздраженно, злобно, яростно, грозно, хмуро, разгневанно». Синонимов много, и все они о неприятном. Между тем, когда мы говорим о чем-то «дешево и сердито», то имеем в виду нечто дешевое, но вполне отвечающее своему назначению. Дешево и сердито — это, с нашей точки зрения, хорошо!В чем же тут дело?

Как это часто бывает с устойчивыми выражениями, которые мы получаем от предков в готовом виде и которыми пользуемся не задумываясь, старое значение одного из слов фразеологизма, «сердито», было забыто. Слово «сердитый»среди прочих имело также значение… «дорогой, хороший»! Прилагательное «сердитый»изначально образовано от сьрдь «сердце» (вспомните «сердечный друг»). И значение это, напоминал языковед Н. Шанский, особенно ярко проявлялось в обороте «сердитая цена». Вот, например, у Н. Лескова: «У графини теперь… страстное желание иметь пару сереньких лошадок с колясочкой, хотя не очень сердитой цены». Так что выражение «дешево и сердито»появилось в качестве каламбура — буквально «и дешево, и дорого (хорошо), но дорого не по цене, а по качеству». Как считают специалисты по фразеологии, тут скрыт своеобразный полемический выпад против пословицы, тоже забытой нами: «Дорого да мило, дешево да гнило».

Что до сердца… О, это «сердце», от которого образовалось когда-то «сердитый»! Оно сохранилось во многих устойчивых выражениях. От всего сердца (совершенно искренне), всем сердцем (очень сильно, горячо, всем существом), скрепя сердце (против воли, против своих убеждений). А как минимум в двух фразеологизмах, которыми мы пользуемся сейчас не слишком часто, «сердце» имеет старое значение — «гнев, злоба». Иметь сердце на кого-то означает как раз «сердиться, быть недовольным кем-то». Можно и «сорвать сердце на ком-нибудь» (то есть излить злобу).

Вот уж действительно — «сердце, тебе не хочется покоя»!

Сардонический, гомерический

- Ох, как это смешно! У меня был приступ сардонического смеха!

- Ты уверен, что сардонического? Может, гомерического?

Сардонический, гомерический… Оба эти слова мы получили от греков. Но смеяться сардонически и гомерически — это действительно разные виды смеха. Смех сардонический — злобный, желчный, язвительный, злорадный. Гомерический смех (или даже хохот) — раскатистый, громкий и уж точно незлой, хотя гомерически смеются и над чем-то несуразным, глупым. Прилагательное «гомерический» мы используем и для того, чтобы обозначить нечто большое — нет, огромное! Еще бы: ведь само выражение «гомерический смех» возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Именно так — громко, неудержимо — смеялись боги, описанные великим Гомером.

У нас в русском языке это выражение, «гомерический смех», появилось, конечно, не напрямую из греческого, а через французское посредство: rire homerique. Прилагательное «гомерический» мы позаимствовали из французского языка в 30-40-х гг. XIXвека, причем с двумя значениями: «принадлежащий Гомеру» и «достойный Гомера». Что касается знакомого нам значения «неудержимый, громовой, огромный», то оно стало развиваться немного позже, с середины позапрошлого века.

В общем, всё «гомерическое» нас не пугает, а скорее радует. Чего не скажешь о «сардоническом». Хотя — вот они, великие! — и прилагательное «сардонический» напрямую связано с Гомером и его «Одиссеей». Именно там оно впервые встречается в письменных источниках по отношению к улыбке: оскорбленный Одиссей «сардонически»улыбается в сцене ссоры с одним из женихов Пенелопы. Комментаторы еще в древности связывали происхождение выражения с островом Сардиния, объясняя, что его название связано с ядовитым растением Sardonia herba. Люди, которые употребляли растение в пищу, умирали, а на лицах появлялась гримаса, похожая на смех. Сардонический смех — страшный: так смеются в момент утраты, отречения. По другой легенде, не менее страшной, у древних жителей Сардинии был обычай приносить в жертву стариков — и церемония эта проходила при всеобщем смехе, причем смеялись и сами приносимые в жертву.

Марина КОРОЛЁВА, «Российская газета». 

Решили убедиться воочию

Общественная палата Приморья подключилась к проверке по выполнению природоохранных мероприятий стивидорными компаниями края. «Аттис Энтерпрайс» — одна из первых компаний, где побывали экологи.

Стивидорную компанию проверила рабочая группа Общественной палаты Приморья во главе с председателем краевого экологического совета Валентином Лабониным. В её состав вошли ученые-экологи, представители общественного экспертного совета по экологической безопасности и сохранению окружающей среды, специалисты Росприрод-надзора. В планах общественников посетить все стивидорные компании, занимающиеся перевалкой угля в портах Находки.

Руководство «Аттис Энтерпрайс» подробно рассказало о мерах, принимаемых для минимизации негативного воздействия на атмосферу: «Унас применяется комплексная система пылеподавления, состоящая из десяти генераторов водного тумана.

Пушки расставлены на высотных опорах в соответствии со специально разработанным проектом и работают с разной дальностью выброса водяной взвеси. Кроме этого, применяется мобильная система пылеподавления, установлены ветропылезащитные экраны по периметру всей территории предприятия и складов».

В компании добавили, что строгое соблюдение технологии ведения погрузо-разгрузочных работ, контроль технологического процесса позволяет минимизировать выбросы за пределы промышленной площадки.

Контролирует состояния воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия независимая лаборатория.

«На производственной площадке ведутся контроль и замеры загрязнения угольной пылью и вредных выбросов. Приобретена и установлена в ближайшей точке жилой застройки система экологического мониторинга для определения мелкодисперсной, наиболее опасной фракции пыли, диаметром менее 10 микрон», -пояснили в компании.

Непосредственно на территории рабочая группа ознакомилась с процессом выгрузки и загрузки угля с применением оборудования по пылеподавлению.

«Предприятие заслуженно называют одним из лидеров по предотвращению загрязнения угольной пылью и защите окружающей среды», — отметил Валентин Лабонин.

Напомним, стивидорные компании реализуют комплексный план по снижению негативных последствий открытой перевалки угля в Находке, который разработан по инициативе администрации Приморского края в феврале 2017 года. План включает создание единой санитарно-защитной зоны для терминалов, работающих в городской черте, модернизацию перегрузочных комплексов, а также жесткий контроль за соблюдением технологического процесса при перевалке пылящего груза.

Кроме того, с начала года стивидорами на улицах Находки высажено почти две тысячи молодых деревьев, построена пешеходная аллея протяженностью более 600 метров с универсальной спортивной площадкой, уличными тренажерами, детским игровым городком, цветниками и лавочками. Программа по благоустройству и озеленению здесь проводится на основе государственно-частного партнерства.

Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко дал находкинским стивидорам ещё одно поручение -модернизировать ливневую канализацию угольных терминалов, а краевому департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды — взять на контроль создание и реконструкцию этих систем: «Помимо пылезащитного оборудования должна быть создана эффективная система ливневой канализации и утилизации сточных вод. Потому что вода от орошения, загрязнённая различными вредными веществами, не должна попасть в почву и со стоками в водоёмы».

Напомним, вопрос экологического состояния Находки вошел в список поручений, данных по итогам «Прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным. Глава государства поручил Генпрокуратуре и Минприроды до 1 августа 2017 года принять меры для приведения работы порта Находки в соответствие экологическим нормам и при необходимости представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

Пресс-служба администрации Приморского края 

Когда же?

Когда же наконец от чиновников, занявших властные кресла, для нас, избирателей, будет практическая помощь? В течение нескольких последних лет через прессу мы обращаемся и к чиновникам мэрии, и к чиновникам, ставшим депутатами, с просьбами о помощи. К сожалению, безответно. Например, остановка 35-го маршрута на Шилкинской, с одной стороны — у торгового центра «Приморье»и с другой — у автомойки остается до сих пор никак не обозначенной и как бы неофициальной. Хотя для целого микрорайона именно здесь она практически очень важна, поскольку объединяет в себе аж четыре направления.

Неужели среди всех этих устроившихся с нашей помощью в денежных и комфортных депутатских и чиновных креслах нет толкового человека, способного по долгу службы разобраться в проблемах и принять решение обозначить разметкой площадку для ожидающих маршрутку пассажиров? Неужели это так сложно?

Решать поднимаемый нами уже не первый год вопрос необходимо из-за сложности и опасности этого участка. Ведь пассажиры здесь терпят хамство паркующихся где попало водителей иномарок!

Еще крайне опасный участок по пр. Красного Знамени вдоль гостинок 133/1-4. Здесь ненормально узкая проезжая часть, половина которой занята парковками. В результате для движущегося транспорта остается одна узкая полоса. Но движение-то двустороннее!

С некоторых пор чиновники сделали доброе дело для автомобилистов, открыв дорогу из соседнего микрорайона через нашу сопку. Как часто у них бывает -сказали «А», но забыли, что придется сказать и «Б». Теперь по оставленной парковщиками одной полосе бесконечно движется транспорт. Маршрутный автобус, спецтранспорт к магазинам порой не могут разминуться со встречными машинами и надолго застывают в образовавшейся пробке. В пору гололеда ситуации создаются еще более аварийные.

Этот пример несколько сложнее шилкинского, но для честного чиновника, добросовестного труженика проблему не составляет. Во-первых, еще до открытия движения надо было в первую очередь запретить любую парковку на этом участке. Неужели для этого требуются какие-то необычные меры? Во-вторых, можно было без проблем за счет подрезки нижней части сопки расширить проезжую часть. Или в наши сопки могут вгрызаться только коммерсанты, самовольно создавая площадки для платных автостоянок?

Здесь детвора постоянно рискует жизнью по пути из гостинок в школу! Или это вполне допустимая ситуация, благоприятные условия для горожан? И все же когда власти начнут уделять практическое внимание нашим обращениям?

Зима уже явилась. И нам опять страдать от гололеда. Этот участок вдоль гостинок снова аварийный. И снова маршрутный транспорт отзывается доставлять пассажиров на нашу сопку.

И, пожалуйста, не надо больше рассказывать нам о «благоприятных условиях» для нас. Мы просим всего лишь своевременно принимать действенные меры по нашим обращениям. В частности, две означенные проблемы крайне серьезны, но решение их сложности не составляет. Правда для тех, кто не ищет возможностей ничего не предпринимать, а берется за дело и его решает. Надеемся, что при нынешнем обновлении властных структур теперь в них появились именно специалисты, способные решать городские проблемы, а не просто получать неслабое финансовое вознаграждение.

Геннадий ЯСТРЕБОВ, ветеран труда, г. Владивосток.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники