ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Свободный порт Владивосток (СПВ), территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский», «Надеждинская», «Нефтехимический», «Большой Камень», многие сотни миллиардов рублей привлеченных инвестиций… Золотой дождь будто бы пролился над Приморьем?! Наконец-то, заживем?!

Таков информационный шум. А что происходит на деле?

Об этом мы распросили нашего эксперта по экономическим вопросам Юрия Георгиевича РЫБАЛКИНА, генерального директора Морской инженерной компании, члена наблюдательного совета ТОР «Большой Камень».

- Юрий Георгиевич, на рассмотрение наблюдательного совета, членом которого вы являетесь, был представлен «План перспективного развития ТОР «Большой Камень», разработанный Финансовым и организационным консалтингом (г. Москва) совместно с Институтом Номура (Япония). Разработчики причастны и к планам развития практически всех ТОР не только Приморья, но и всего Дальнего Востока, а японский институт — еще и к разработке проекта создания рыбного кластера в нашем крае. Если мне не изменяет память, и к проектам 90-х годов «Большой Владивосток» и «Туманган», которые так и остались на бумаге. Поэтому и вопрос: не постигнет ли участь его предшественников и проект развития Большого Камня?

- Анализ разработанных ООО «Финансовый и организационный консалтинг» совместно с АО «Исследовательский институт Номура Лтд» планов перспективного развития ТОР «Большой Камень», «Надеждинская», «Михайловский» и других показал, что все они исполнены по единому трафарету и обладают общими характерными признаками.

В них обширный анализ международного и отечественного опыта создания и развития территорий с особыми экономическими режимами, оценена социально-экономическая ситуация в крае, рассматривается транспортная и инженерно-промышленная инфраструктура территории, но отсутствует при этом понимание незыблемого геополитического предназначения Приморья как форпоста России, обеспечивающего доступность государства к ресусложившаяся стратегия развития края, формировались ключевые отрасли его экономики, промышленности, размещались производительные силы. В названных же планах упор делается на мегапроекты, ориентированные на экспорт производимой продукции, будущее которых туманно, поскольку в проектах не изучена её реальная конкурентоспособность на мировом рынке. И в то же время эти мегапроекты вынуждают государство заново создавать и обслуживать дорогостоящую инженерную инфраструктуру.

А предпочтение в планах перспективного развития отдается бизнесу пришлому в ущерб местному реальному, поскольку кооперационные связи резидентов ТОР с остальными предприятиями края, осуществляющими деятельность вне ТОР, не только не сттмулируется, но и игнорируется само их существование.

ДОСЬЕ

Рыбалкин Ю.Г. в 1972 году с отличием окончил кораблестроительный факультет, а в 1977 году — аспирантуру ДВПИ и до 1998 года проработал в вузовской науке, с 1980 года возглавляя научно-исследовательскую лабораторию «Прочность и эксплуатационная надежность судов».

Имеет ученые степени и звания, является автором более 150 научных работ, изобретений и монографий в области проектирования, строительства и технической эксплуатации судов и более 100 публикаций по актуальным вопросам региональной экономики.

В 1990-93 гг. — депутат краевого Совета, заместитель председателя комиссии по экономическому развитию края, а в 1997-2002 гг. — депутат думы края, председатель комитета по экономической политике и собственности. Представлял интересы Приморского края в Ассоциации экономического взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья, являлся одним из разработчиков «Федеральной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 2000-2010 гг.».

Лейтмотивом звучит и утверждение об отсутствии высококвалифицированных специалистов во всех базовых отраслях экономики, промышленности, науки и образования и невозможности их подготовки в образовательных учреждениях края. А в дополнение к этому — чрезмерно подчёркивается низкий уровень фиксируемой в крае безработицы и острая нехватка рабочей силы, чем внушается необходимость массового привлечения иностранных рабочих и специалистов в строительство, сельское хозяйство, судостроение и рыбную отрасль.

Подбор резидентов ТОР в планах развития осуществляется исходя только из объема привлекаемых инвестиций и количества создаваемых рабочих мест, но без должного осмысления планируемого вида деятельности, что ведет к бездумному, хаотичному размещению производств, не вписывающихся в исторически оправдавшую себя стратегию развития территории, несущих к тому же недопустимую экологическую и социальную нагрузку на нее.

Что касается представленного на рассмотрение наблюдательного совета «Плана перспективного развития ТОР «Большой Камень», то при крайней изношенности электрических сетей и ограничении их пропускной способности энергетической мощностью до 63 МВт, предполагаемые объемы потребляемой планируемыми резидентами ТОР энергии достигают 180-200 МВт и это при том, что существующие энергетические перетоки на юг Приморского края от основных генерирующих мощностей (ЛуТЭК, Зейская и Бурейские ГЭС) практически полностью исчерпываются потребностями развивающихся и строящихся в заливе Петра Великого морских портов и объектов формирующегося нефтехимического кластера. Таким образом, возникает необходимость в создании дополнительных генерирующих мощностей и развитии сетевого хозяйства на юге Приморья, что планом не учтено.

Столь высокое энергопотребление ТОР во многом обусловлено недостаточной проработанностью вопросов формирования кооперационных связей резидентов ТОР с отечественными и, в первую очередь, с приморскими предприятиями, расположенными вблизи территории ТОР, что приведет к дублированию и подавлению экономической деятельности этих предприятий, нездоровой конкуренции за и без того скудные трудовые ресурсы, а в конечном итоге к экономически необоснованному росту капитальных вложений и снижению мультипликативного эффекта как для ТОР, Приморья, так и государства в целом.

Так, для обеспечения потребностей судостроительного комплекса металлопрокатом,

оцениваемым в 330 тыс. тонн в год, предполагается строительство металлургического завода и организация производства профильного металлопроката в объёме до 10 тыс. тонн в год, хотя эти объёмы могут быть закрыты поставками металла по железной дороге с отечественных уральских и западносибирских металлургических комбинатов, выпускающих всю необходимую номенклатуру сортаментов стали для судостроения.

Для обеспечения строительства жилья в объеме до 50 тыс. кв. м в год в ТОР предполагается наладить производство железобетонных изделий в объеме 130 тыс. куб м в год и изготовление металлических строительных конструкций, при годовом объеме 14,8 тыс. тонн, чем игнорируются возможности существующих в крае предприятий строительного комплекса, которые при наличии платежеспособного спроса способны в полном объеме обеспечить строительными конструкциями и изделиями потребности жилищного и промышленного строительства ТОР.

Не принимая во внимание наличие в крае Находкинского, Приморского, Славянского, Гайдамакского и других судоремонтных и судостроительных заводов, имеющих развитую инженерную инфраструктуру, квалифицированные кадры и предварительные договоренности с иностранными инвесторами по организации при наличии платежеспособного спроса строительства судов флота рыбной промышленности, авторы предлагают помимо создания верфи крупнотоннажного судостроения организовать в б. Андреева строительство рыболовецких судов.

Разработчиками не учтены и возможности машино- и приборостроительных заводов «Аскольд», «Дальприбор», «Изумруд», «Варяг», «Ураган» в производстве судовой арматуры, судовых устройств и оборудования, электро-, радио- и светотехники, навигационных и радиолокационных систем.

ЦИТАТА

Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить! Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю!»

Петр I.

- И какова же была реакция чиновников Минвостокразви-тия, заказавших данный проект, членов наблюдательного совета, представителей Большого Камня и, наконец, экспертов при рассмотрении материалов этого плана развития территории?

- Благожелательно-безучастная!

Чего и следовало ожидать, поскольку представленный план развития не был подвергнут профессиональной экспертизе, а оценка его приемлемости была отдана на откуп «кухаркиным детям» — чиновникам и общественникам, с одной стороны, не имеющим в подавляющем своем большинстве должного уровня образования в области организации и экономики судостроительного и судоремонтного производства — основной специализации ТОР «Большой Камень», а с другой — напрямую заинтересованными в начертании мегапроектов — своего рода «воздушных замков». Строить эти «замки» заведомо (из-за отсутствия реальных материальных и финансовых ресурсов*) никто не собирается, но до поры до времени они позволят скрывать недееспособность многочисленного чиновничьего аппарата. Необходимо прокукарекать, а рассвет может и не наступать.

В реакции чиновников прослеживалась корпоративная с разработчиками проекта заинтересованность в позитивной оценке представленной на рассмотрение документации, поскольку АО «Корпорация развития Дальнего Востока» большинство заказов на начертание планов развития ТОР на сумму почти 60 миллионов рублей предоставило именно этим разработчикам, что уже вызвало вполне определенный интерес у компетентных органов.

Удивляет отношение к проекту ТОР «Большой Камень» и руководства строящегося судостроительного комплекса «Звезда» и АО «ДВЗ «Звезда», которые уполномочили представить свои интересы в обсуждении проекта соответственно руководителю аппарата и начальнику информационно-аналитического управления, как выяснилось не обладающим профессиональными знаниями в области судостроительного производства.

Создается впечатление, что современные российские чиновники не осведомлены о наличии пророков в своем отечестве, способных на основании многолетнего анализа и прогнозных оценок разрабатывать реальные жизнеспособные планы социально-экономического развития территорий и размещения на них производительных сил. Только в составе Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ДВО РАН) имеется, по меньшей мере, четыре института, занимающихся комплексным анализом и исследованиями экономических, социальных, демографических и экологических проблем Дальневосточного региона. Потенциал этих институтов позволяет разработать планы развития территорий, характеризуемых, в отличие от анализируемого, минимизацией экономических, социальных, политических, экологических, инфраструктурных и рыночных рисков.

Чиновникам неведомо и наличие в стране отраслевых научно-исследовательских институтов, занимающих, кстати, передовые позиции в мировом судостроении, специалисты которых способны сформировать современную структуру судостроительного производства, максимально ориентированную на контрагентские связи, а не на догму столетней давности — создание полнопрофильного, замкнутого на свои потребности комплекса, которой руководствовались разработчики плана развития ТОР «Большой Камень».

- Выходит, предложенный на рассмотрение «План перспективного развития ТОР «Большой Камень» нереален и реализован быть не может. Но если его выбросить в корзину для бумаг, то кто-то же должен ответить за понесенные затраты бюджетных средств. Как поступить в сложившейся ситуации?

- Прежде всего, необходимо провести высокопрофессиональную экспертизу данного проекта. Для этого следует воспользоваться потенциалом институтов ДВО РАН и отраслевых институтов судостроительной отрасли. На основании экспертных замечаний и предложений переработать «План…» без дополнительного финансирования его разработчиков.

В отношении чиновников, закрывающих глаза на подобные прожекты, необходимо последовать указу Петра I, ещё в 1696 году заложившего основы российского судостроения.

Кнутом, правда, драть несовременно, но чинов лишать вполне своевременно!

Дамир ГАЙНУТДИНОВ.

* На 02.11.2017 г. с резидентами ТОР «Большой Камень» подписано 12 соглашений на общую сумму инвестиций в 163,3 млрд рублей. Фактически проинвестированы проекты по 7 соглашениям на общую сумму всего лишь 12,3 млрд рублей, из которых 11,6 млрд рублей составили средства государства.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники