ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

В Приморском крае существует ряд госпрограмм поддержки агросектора. Но результаты их работы пока не оправдывают затрат. Регион не в состоянии прокормить себя продуктами сельского хозяйства собственного производства, хотя потенциально имеет для этого все возможности.

Край обеспечивает жителей мясом на 45 процентов, овощами — на 58, яйцами — на 69, молоком — на 21 процент. При этом потребление приморцами молока не дотягивает до медицинской нормы.

В 2017 году в регионе получили больше сои и зерновых, картофеля, а вот овощей — нет. Выросло производство молока, мяса. Увеличившимися объемами мяса край обязан масштабным инвестиционным проектам крупных агрокомпаний. Но какой ценой! Строительство предприятий осуществлено с грубыми нарушениями закона об охране окружающей среды, что привело к конфликту с местными жителями, требующими закрытия комплексов до выполнения экологических норм. Главную проблему ОНФ видит в нестабильном финансировании краевой программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. По данным Контрольно-счетной палаты, и без того уменьшенный объем программы в минувшем году не освоен на 100 миллионов рублей. А если соотнести это освоение с необходимыми средствами, то получится, что финансирование исполнено лишь на 69 процентов. Причина в том, что в органах исполнительной власти Приморья согласования субсидий проходят слишком долго.

На этом фоне расходы краевого бюджета на поддержку аграриев в 2018-м снижены по сравнению с минувшим годом на 400 миллионов рублей.

Убежден, что в этих условиях финансовую помощь необходимо целиком переориентировать на мелких производителей. Мегапроектов уже хватает, а уровень жизни в том числе оценивается по степени развитости малого бизнеса, поэтому надо делать ставку на семейные хозяйства и фермеров — жителей края. Предприятия агропромышленного сектора испытывают проблемы с обеспечением кадрами, нет достаточного количества перерабатывающих мощностей и хранилищ, нет государственного заказа и господдержки при выделении земли, а также приобретении техники в лизинг, нарушена система сбыта в торговые сети выращенного урожая. Иными словами, даже при существующем объеме финансовой помощи государство не дает гарантий аграриям, что выращенное будет выкуплено по рыночным ценам. Во Владивостоке некогда существовали склады на трех базах плюс мощности крайпотребсоюза, крайрыболовпотресоюза, военторга. Некоторые уже ликвидированы, другие морально устарели. Объем хранения на них уменьшился в несколько раз.

Между тем аграрии могут увеличить производство продукции, но сохранить и переработать выросший объем — уже нет. Учитывая сезонность их труда, для этого просто нет возможности.

Отдельная тема — развитие тепличного хозяйства. Из четырех некогда существовавших в крае теплиц работает только одна в городе Артеме. Остальные превратились в гектары битого стекла. Причина, и всякий хозяйственник это знает, заключается в стоимости гигакалории тепла, установленной департаментом по тарифам для КГУП «Примтеплоэнерго» — более двух тысяч рублей. Понятно, почему конкурсы и аукционы на поставку овощей бюджетным учреждениям, проводимые в крае, всегда выигрывают предприятия из других регионов страны. Наши сельхозпроизводители остаются, как говорится, при своем интересе.

Развитие сельского хозяйства в Приморском крае должно стимулироваться через государственно-частное партнерство с участием объединений крестьянских и фермерских хозяйств на принципах кооперации. Но отсутствие краевого закона о потребкооперации, который не принимается уже много лет, сдерживает этот процесс.

Возрождение потребительской кооперации способствовало бы большей самостоятельности фермеров в сбыте продукции, развитию конкуренции и устранению скупщиков, фактически являющихся сейчас регуляторами рынка сельхозпродукции. Целесообразно было бы также внедрить систему предварительного размещения госзаказа на выращивание, хранение продуктов питания для государственных нужд путем заключения заранее оплачиваемых госконтрактов с поставкой на будущее время. Это общепринятая мировая практика, позволяющая планировать производство сельхозпродукции, объемы ее длительного хранения для последующих поставок в торговые сети, а также для передачи на переработку предприятиям пищевой промышленности.

Юрий ЛОГИНОВ, эксперт ОНФ, «Российская газета».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники