ФОТОГАЛЕРЕЯ
oblojka kniga
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

О необходимости зонирования портов в Приморье и внедрения в них более экологичной перевалки грузов недавно заявил вице-премьер — полпред президента РФ в ДВФО Юрий Трутнев. По его словам, надо сделать так, чтобы уголь не был «размазан” вдоль всего побережья, следует концентрировать разные виды грузов в определенных точках, чтобы не беспокоить людей и не загрязнять окружающую среду.

Между тем непростая ситуация с перевалкой угля через порты Приморья усугубляется. В конце марта по решению суда за многочисленные нарушения на две недели была остановлена работа «Терминала Астафьева». А Гринпис России обратился в Минприроды РФ и Генпрокуратуру с просьбой разобраться с угольной пылью в Находке. Как отмечают экологи, «это системная проблема портов Приморья, где уголь переваливают открытым способом, пыль от него разносится на многие километры, нанося ущерб людям и природе». Можно ли соблюсти интересы всех сторон? Сделать так, чтобы жители региона не страдали от близости угольных терминалов, чтобы процветал не только «угольный» и стивидорный бизнес, но и другие отрасли экономики?

Еще несколько лет назад, когда эта проблема только появилась, наши специалисты предупреждали, что существующие технологии перевалки угля в открытых терминалах себя исчерпают.

К сожалению, использование всех известных способов пылеподавления кардинально не решит проблему, а перегружать уголь надо. Поэтому мы говорим, что нужно внедрять закрытые технологии перевалки. Как и во всем мире, в стране постепенно ужесточается экологическое законодательство, да и население уже не хочет терпеть угольную пыль в своих квартирах и на улицах городов.

Пока стивидорным компаниям проще покупать оборудование для пылеподавления и платить штрафы, чем тратить деньги на новые технологии. Да и иллюзии, что с пылью можно справиться с помощью водяных пушек и высоких заборов, прошли еще не у всех. И все же процесс пошел. Сегодня наши специалисты разрабатывают уже вторую декларацию о намерениях построить в крае полностью закрытые угольные терминалы. Инвесторы планируют возводить их в Славянке и Восточном. Думаем мы и над тем, как закрывать угольные склады на существующих открытых комплексах.

Но здесь есть сложности: во-первых, в России нет опыта проектирования закрытых терминалов, во-вторых, отсутствует нормативная база в этой сфере. Мы предлагали Минтрансу страны заказать научным организациям исследования по изучению зарубежного опыта, чтобы на их базе создать необходимые нормативы, но пока безрезультатно. Такое впечатление, что в Москве не видят этих проблем (там ведь не пылит!).

Не исключено, что работу по созданию отечественных нормативов переложат на плечи тех инвесторов, которые решатся строить закрытые угольные комплексы. На мой взгляд, это нонсенс, поскольку получится попытка переложить государственные функции на плечи бизнеса. И нужно понимать, что без зарубежного опыта мы не продвинемся в решении вопросов строительства закрытых терминалов для пылящих грузов и сохранности экологии территории.

Еще одна сложность в том, что железная дорога на подходах к портам, а в определенные периоды даже на магистральных участках, не справляется с возросшим грузопотоком, прежде всего угля. И если мы хотим развивать международные транспортные коридоры, надо подумать о том, как развести потоки угля и чистые грузы.

Недавно мы совместно с учеными московского Института экономики развития транспорта предложили новую концепцию будущего транспортной системы на Дальнем Востоке. Это было выполнено с учетом строительства железнодорожной линии Селихин — Ныш с переходом пролива Невельского и сооружением на Сахалине глубоководного порта. Дело не только в том, что надо соединить остров с материком. Стране нужен третий выход Транссиба и БАМа к океану, чтобы разгрузить существующие железные дороги и порты, а Сахалин — идеальное место для этого. Мы предлагаем часть сырьевых грузов с БАМа и Транссиба переориентировать на Сахалин, тем самым освободить порты Приморья (ту же Находку) для перевалки леса, зерна, контейнеров и генеральных грузов, поступающих по международным транспортным коридорам.

Чтобы обеспечить стабильную загрузку железной дороги на Сахалин, мы предложили построить на острове крупный глубоководный порт для перегрузки угля с материка в объеме до 30 миллионов тонн, а также нефти и газа с месторождений на шельфе. Плюс к этому нужно создать в районе будущего порта промышленный комплекс по переработке углеводородов и в дальнейшем поставлять отсюда нефтепродукты, продукцию нефте- и газохимии. Порт предложено разместить в районе поселка Ильинский, но рассматриваются и другие варианты, в частности, район Поронайска. Сейчас эта концепция активно обсуждается в правительстве. Вероятно, в ближайшее время решение будет принято.

Ярослав СЕМЕНИХИН,
гендиректор АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектноизыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота»,
«Российская газета».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники