ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Нe хвались, идучи на рать…

Из русской поговорки.

Схожие оценки коллег ста дней нового мэра мы лишь процитировали в номере за 12 апреля (к примеру, «Виталию Веркеенко удалось за 100 дней проявить себя по-настоящему народным градоначальником»). Зато реальность мер, объявленных Виталием Васильевичем, обсудим с общественным экс-пертом-градострои-телем профессором АНИКЕЕВЫМ.

Валентин Васильевич, вы не 100 дней, а почти 50 лет занимаетесь проблемами Владивостока. Как, по вашему мнению, можно и нужно относиться к опубликованным заявлениям мэра?

- Я высоко оцениваю стремления нового мэра города Виталия Веркеенко и врио губернатора Андрея Тарасенко придать новые импульсы развитию города и края. Во всяком случае, их заявления и некоторые дела дают надежду, что ситуация у нас пойдёт в нужном направлении — в интересах жителей. Единственное, что меня смущает — дОлжная профессиональная обоснованность их решений, не оказались бы их заявления популистско-дилетантскими, как бывало уже у некоторых наших предыдущих руководителей.

Здесь важна и роль четвёртой власти — ваших коллег из СМИ — их взвешенная и, насколько возможно, объективная оценка задумок и дел тех, на кого возложены сложные задачи по улучшению жизни народа. Чего греха таить — пресса нередко либо поёт панегирики власти, либо представляет её не в лучшем свете. Профессионализм в этом необходим и журналистам.

- Какие конкретно положения публикации вызвали у вас впечатление «греха прессы»?

- Например, вопрос о присвоении Владивостоку официального статуса столицы Приморского края поднимался не раз, в том числе и предыдущими мэрами, были подготовлены на эту тему проекты краевого закона. Вот если бы «за столь короткий период времени наш новый мэр» пробил принятие такого закона, можно было бы его похвалить. А можно ли считать особой заслугой «по-настоящему народного градоначальника» поставить на повестку дня вопрос, который уже не раз ставился предшественниками?

- Коллега пишет — мэр «за три месяца доказал, что намерен серьезно улучшить городскую инфраструктуру». В ряде выступлений мэра обозначены некоторые его намерения в этом направлении. Как вы их можете оценить?

- От высказывания намерений до серьёзных улучшений в городской инфраструктуре -дистанция огромного размера.

Возьмём, к примеру, реанимацию идеи строительства Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), запущенной бывшим мэром Игорем Пушкарёвым. Новый мэр предлагает финансирование её строительства через концессию. Идея эта не нова, поскольку позволяет обойти часть процедур, установленных нашим законодательством. В частности, проект ВКАД по так называемому первому варианту трассы почти гарантированно не пройдёт государственную экспертизу из-за её градостроительной и технико-экономической необоснованности и несоответствия генеральному плану. (Наша газета об этом писала не раз: «Утро России» за 23.03.2013, 08.08.2013, 24.10.2013, 15.03.2014, 19.04.2014, 30.08.2014, 21.03.2015, 04.06.2015, 11.07.2015, 11.02.2016, 10.03.2016, 09.06.2015 - Ред). Кстати, в изменениях генплана ВГО, утвержденных врио губернатора края 12.02.2018, трасса автомагистрали вдоль Амурского залива (ВКАД), даже с подводным тоннелем, иная, чем по первому варианту «проекта ВКАД». Следовательно, нужно разработать новый проект этой магистрали в полном объёме. Мэр якобы «уже дал соответствующее поручение начать готовить проект планировки территории, не дожидаясь концессионного соглашения, чтобы не терять время, и поставил задачу завершить первый этап ВКАД в течение 5 лет».

Режим концессии предполагает окупаемость инвестиций, поэтому проезд по ВКАД должен быть платным. Расчет экономической эффективности ВКАД по первому варианту, ранее выполненный компанией «Эрнст и Янг», показал её неэффективность при реально приемлемых ценах за проезд. Но ведь значительная часть трассы ВКАД проходит по городским улицам, обслуживающим жилые районы, проезд по которым не может быть платным! Кольцевые дороги вокруг крупных городов служат, прежде всего, для обхода городской застройки транзитным транспортом. Какой транзит во Владивостоке — только на Русский остров через полуостров Шкота (Эгершельд)! Но его расчётная величина не настолько значительна, чтобы обосновать затраты в десятки миллиардов рублей на строительство ВКАД и мостов! Видимо, чиновники мэрии не разобрались с этим и многими другими вопросами и ввели в заблуждение мэра, не успевшего вникнуть в суть дела.

Другой пример. Мэр заявил, что «сегодня рассматривается вопрос строительства во Владивостоке перехватывающих платных стоянок для частных автомобилей». Если в первом случае чиновники спутали кольцевую обходную дорогу с магистральной улицей, обслуживающей районы города, то здесь, видимо, не понимают, что такое перехватывающие парковки. Такие парковки характерны для крупных и крупнейших городов с высокопровозными видами внутригородского пассажирского транспорта — метрополитеном, легкорельсовым и монорельсовым транспортом. Смысл этих парковок — пересадить пассажиров с легкового индивидуального транспорта с провозной вместимостью 1-3 человека на скоростной общественный пассажирский транспорт вместимостью в десятки и сотни пассажиров. За счёт этого резко сократить количество легковых машин в транспортных потоках основных улиц города.

Но есть ли эти условия во Владивостоке? На какие виды пассажирского транспорта и на каких остановках будем пересаживать людей? Какие стимулы нужно ввести для владельцев автомашин, чтобы они добровольно пошли на такие пересадки? Все это надо учитывать при рассмотрении вопроса о перехватывающих парковках.

- Но ведь мэр решил «придать новый импульс развитию городского электрического транспорта»! Тогда могут появиться те виды транспорта, при которых потребуются перехватывающие парковки.

- Согласен с вами и с мэром. Только нельзя забывать о том, что для развития транспортной инфраструктуры города требуются немалые средства.

Выбор того или иного пути в этом вопросе определяется транспортными и технико-экономическими расчётами, в которых главную роль играют размеры и направления пассажиропотоков, провозная способность вида транспорта, его строительные и эксплуатационные затраты, другие факторы и условия, включая социальные. Для этого ещё в 1983 году московским институтом «Гипрокоммундортранс» была выполнена комплексная схема развития городского транспорта Владивостока. Кстати, в ней прорабатывались варианты метрополитена, скоростного трамвая, экспресс-автобусов, разные трассы улично-дорожной сети (УДС). Нечто подобное очень нужно сделать для города и сейчас. Нужен серьёзный профессиональный подход к этому, включая обследование существующего трафика и состояния УДС. Да, это потребует денег и времени, но для города это крайне необходимо. Без этого экспромты с транспортной схемой города, волюнтаристские сиюминутные решения, кроме лишних затрат, ничего не дадут.

Ведь мы все это уже проходили: и попытки городской электрички через Первую Речку на Луговую и мыс Чуркина, и по Корабельной набережной, и шараханье с развитием трамвая и троллейбуса, приведшее чуть ли не к полной ликвидации этих современных видов транспорта во Владивостоке.

Сейчас ситуация изменилась, и можно только приветствовать намерение мэра «придать новый импульс развитию городского электрического транспорта».

- А как вам идеи мэра о переносе административных зданий из центра Владивостока, о создании свободной от транспорта современной привокзальной площади?

- Полагаю, что эти идеи навеяны мэру мастер-планом развития Владивостока, предложенным японскими проектировщиками из «Никкэн Сэккэй». Интересная работа, возможная как один из вариантов развития города для реализации в будущем. Но в нынешних условиях вряд ли идеи мастер-плана могут быть реализованы в период деятельности и мэра, и губернатора. Далеко не все предложения, основанные на опыте развития зарубежных городов, в том числе и крупнейших, применимы к Владивостоку в обозримом будущем. Красивая подача картинок требует соответствующей проработки с учётом всего комплекса правовых, градостроительных, техникоэкономических условий, реально действующих здесь и сейчас.

Во всяком случае, о переносе центра города можно говорить тогда, когда в деталях определится миссия города Владивостока как центра международного сотрудничества России со странами АТР.

Дамир ГАЙНУТДИНОВ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники