ФОТОГАЛЕРЕЯ
oblojka kniga
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Программно-целевое управление (ПЦУ) становится сегодня важнейшим инструментом социально-экономического развития регионов. Внимание власти и бизнеса концентрируется на приоритетных сферах хозяйствования и на выравнивании качества жизни именно посредством отраслевых и территориальных госпрограмм. В них представлены основные направления, мероприятия, средства реализации, показатели, характеризующие планируемые и происходящие изменения. Это особенно важно для Дальнего Востока, перед которым стоит масштабная задача формирования новой модели развития, обеспечивающей интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Вместе с тем действующие программно-целевые инструменты по развитию Дальнего Востока далеки от совершенства. Они фрагментарны и схоластичны, не сведены в единую систему, не согласованы по целям, задачам и мероприятиям. Эффективность их низкая. Требуется концентрация усилий федеральных и региональных органов власти не на формальных, а конструктивных действиях. Необходимо, чтобы  отраслевые, территориальные, федеральные, региональные стратегии и программы работали на главный результат, решали не частные, а фундаментальные задачи по формированию в макрорегионе устойчивой социально-экономической системы, обеспечивающей достижение стратегических целей России в АТР.

На мой взгляд, институциональной основой совершенствования ПЦУ в макрорегионе должен стать федеральный закон «О развитии Дальнего Востока». В нем нужно прописать основные положения развития макрорегиона на ближайшие 20 лет. Это касается геостратегической роли округа в Российской Федерации, необходимости гармоничного сочетания экономических, политических, оборонных, социальных и других интересов при реализации крупных проектов. Требуется определить развитие ДВФО не только на коммерческих принципах, указать приоритет человеческого фактора, закрепить государственную политику по снижению издержек производства. В качестве механизма закрепления населения надо отметить в этом законе дальневосточные надбавки к зарплате. По нашим расчетам, они дадут с учетом потерь по социальным выплатам дополнительную нагрузку на федеральный бюджет в 550 миллиардов рублей в год. Сумма большая и двигаться придется поэтапно. Но будут и положительные эффекты: выход бизнеса из «тени», снижение издержек, активизация малого и среднего предпринимательства, увеличение налогооблагаемой базы субъектов ДВФО. Поэтому целесообразно провести пилотный проект, например, на базе Комсомольской агломерации.

Рассматривая ПЦУ как систему соответствующих программных инструментов и следуя логике ранее принятых документов, надо руководствоваться Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В ней главной целью определено закрепление населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды проживания. При этом геостратегические интересы должны преобладать над коммерческими. Но, так как документ разработан в 2009 году, нужна его актуализация, учитывающая существенные изменения в экономической жизни страны.

Действенным программно-целевым инструментом-должна стать государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». К сожалению, она имеет набор слабо связанных между собой составных элементов (целей, задач, результатов), формулировки которых не отражают специфики округа и не соответствуют главной цели стратегии, о которой говорилось выше. Подпрограммы фрагментарны и по своей сути не работают на цели госпрограммы. Отсутствие системности делает ее малоэффективной. Необходима кардинальная переработка этого документа. В качестве генеральной цели следует поставить наращивание демографического потенциала Дальнего Востока, а главной экономической подцели — повышение конкурентоспособности экономики макрорегиона на основе снижения ее затратности. Подпрограммы должны содержать мероприятия по уменьшению издержек производства, том числе и путем внедрения особых режимов хозяйствования. Налаживание системного мониторинга позволит отслеживать происходящие в макрорегионе процессы, выявлять «болевые точки» и оперативно принимать управленческие решения.

Новым инструментом в управлении макрорегионом становятся дальневосточные разделы в государственных программах Российской Федерации. Это интересная новация, позволяющая сфокусировать внимание исполнительных органов власти на актуальных проблемах Дальнего Востока, оценить успешность их решения. Но в существующем виде разделы неудачны, содержат общие мысли и не дают полного представления о региональных особенностях, вытекающих из них концептуальных положений, приоритетах развития ключевых секторов экономики макрорегиона. Предлагаемая система индикаторов не позволяет оценить эффективность реализуемых мероприятий. Еще один важный документ, который был принят недавно — Концепция демографической политики Дальнего Востока. И опять здесь виден формальный подход, клиширование документов, разработанных для других регионов. Основной акцент делается на повышении рождаемости и снижении смертности. Конечно, это важно. Но, как отмечают разработчики, на 85-90 процентов потеря населения в округе определяется миграционным оттоком. Значит, на этом и надо делать акцент. К 2025 году в макрорегионе планируется создать 100 тысяч рабочих мест. А кто их займет?

Да, сегодня Дальний Восток располагает системой необходимых инструментов программно-целевого управления. Разработан ряд важных документов. Но в целях повышения эффективности необходимо их совершенствование на научной основе, учитывающей реальные условия и новые факторы воспроизводства регионального хозяйства.

Вадим ЗАУСАЕВ, д.э.н., профессор, «Российская газета».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники