ФОТОГАЛЕРЕЯ
kniga oblojka
ОПРОС

Могут ли чиновники и депутаты лечиться за границей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

К четырем часам пополудни палящее солнце нагнало температуру воздуха под сорок градусов. Из сравнительной прохлады автобуса трудно было понять, как на вынырнувших за крутым поворотом железнодорожных рельсах в такое пекло могут работать люди. А между тем группа мужчин-путейцев в оранжевых безрукавках упорно «колдовала» над своим, видимо, неотложным делом, и на назначенный на станции Пржевальская праздник в честь ее 120-летия пришли последними, когда тот уже был в разгаре. На железной дороге порядки остаются железными, рабочий день строго по расписанию, предписания и инструкции контролируют и направляют каждую минуту деятельности подразделений станции, даже на съемку радиуса видимости вокзала надо было разрешения испросить.

По всему чувствовалось, что жизнь станционного разъезда идет по размеренному рабочему графику, а люди знают друг о друге все. По-другому и быть не может: станция небольшая, население чуть больше 100 человек. Ни радость, ни беду не спрячешь, все делится на всех. Непривычно было не увидеть на празднике Константина Алексеевича Комарова, очень уж он приметный в селении человек — уважаемый, степенный, рассудительный. Всю жизнь он прожил здесь, а трудовую награду — звание «Почетный шахтер» — он заслужил за долгую работу на угольной шахте соседней станции Липовцы. Но душой и сердцем он всегда был со своим разъездом. И если нужна была какая-то правдивая информация о событиях в жизни станции, настроении людей, ссылались всегда на него, мол, Константин Алексеевич объяснит, вразумит, подскажет. Но к юбилею приболел ветеран, не пришел на праздник, о чем собравшиеся искренне сожалели. Его супруга Любовь Ивановна на праздник пришла, но ей было в этот раз как будто неуютно. Настолько привыкли супруги быть вместе, рядышком, и сельчане их друг без друга не мыслят.

Таких станций, как Пржевальская, тысячи и тысячи в России. Они мелькают за окнами пассажирских поездов необычными названиями, какие и в го-лову-то не придут. Где-то, вроде на Забайкальской железной дороге, промелькнула станция Хохотуй. Кому, по какому поводу, захотелось так ее назвать, неведомо, а вот прижилось название, веселит мимолетных пассажиров. У нашей станции Пржевальская название понятное — в честь путешественника, писателя, историка, исследователя Уссурийской тайги, хотя Пржевальский мимолетно бывал у нас только в окрестностях села Жариково. Но в 1952 году, более чем полвека существовавшую под именем Хорватово станцию переименовали в Пржевальскую. Дмитрий Леонидович Хорват — первый начальник Уссурийской железной дороги, полковник железно -дорожного батальона внес огромный вклад в то, чтобы этот разъезд в районе села Сергеевка Гродековского (Пограничного) района был все-таки построен. В 1897 году военный губернатор Приморской области Ун-тербергер взял Хорвата и Свиягина в поездку по строящейся железной дороге от Уссурийска до станции Пограничная (Китай). Втроем определяли места будущих станций, многие из которых так и остались пустыми точками на той карте, а эта — на чем настоял Хорват — была построена силами каторжан, железнодорожного батальона и наемных рабочих из соседних сел.

Официальной датой основания станции стало 31 июля 1898 года. Мало что сохранилось из истории, но известно, что в годы гражданской войны белый атаман-казак Калмыков одно время загонял сюда бронепоезд «Калмыковец», который курсировал по дороге, наводя ужас своими бесчинствами. Жестокость Калмыкова коробила даже врагов советской власти, население называло его бронепоезд не иначе, как бронепоездом смерти. Хорват до своей кончины в 1937 году, а умер он в Китае, был непримиримым противником советской власти. Так что переименование станции в Пржевальскую имело, скорее всего, идеологическую подоплеку.

С тем ли, другим ли названием, станция развивалась, разрасталась, жила своей жизнью. Ходили по ней и пассажирские поезда, и так называемые трудовые. Это когда в вагонах развозились по железнодорожным участкам рабочие, служащие, доставлялись в малые села вдоль дороги учителя, медики, школьники в интернат в железнодорожную школу № 21 на узловую станцию Гродеково. Как и на всех таких станциях, висел на здании колокол, извещавший об отправлении поездов, выходил дежурный с флажком, давал сигнал к отправлению. В 90-е годы прошлого столетия здание как-то сразу постарело, постройки вокруг выглядели уныло. Но жизнь взяла свое, за последние годы произведен ремонт производственных помещений современными материалами, даже многоквартирные жилые дома внешне отремонтированы, на территориях участков — порядок, оборудование внутри, конечно, современное, требующее от сотрудников образования, навыков, опыта. Тяжело, с надрывом, но как-то пережили пржевальцы, что сначала исчез из села клуб, начальная школа, медпункт, даже магазин, порешать какие-то насущные бытовые вопросы тоже стало негде. Благо, что в рабочие часы железнодорожники разрешают им ненадолго доступ в свои помещения, но в другое время люд собирается под открытым небом — на детской площадке.

Вот и юбилей станции отмечался здесь же, от неимоверной жары спасали деревья, прохладу несли свежеобкошенные газоны, лавки для зрителей предоставили железнодорожники, кто-то и со своими стульями вышел. И стар и млад пришли на праздник. Удивительно, но «млада» было больше: школьников на станции 19, и дошколят с десяток, да и еще на лето к бабушкам-дедушкам внуков навезли. Но у детишек был свой праздник — им батут привезли, сладкую вату, поп корн, сладости, мороженое… Они мало что слушали, предаваясь забавам праздника по своей детской программе. Взрослые понимали, что нынешний день 120-летия станции когда-то тоже станет страничкой истории, и имена тех, кого отметили в своем приветствии глава Сергеевского сельского поселения Наталья Кузнецова, глава района Николай Тодоров, депутат районной думы Светлана Мацюк, тоже когда-то назовут в связи с последующим, может быть, 150-летним юбилеем.

Несколько лет назад станция простилась со своим последним участником Второй мировой войны. Николай Александрович Лисицын родился здесь, работать пошел на станцию, на фронт в июле 1941 года отсюда уходил, похоронка на него сюда приходила, а он после Кеннингсберга в мае 1945 года прибыл с эшелоном в родные края, чтобы вступить в бой в августе 1945-го за освобождение Китая от японцев. Ордена Отечественной войны обеих степеней, орден Славы III степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», десятки медалей за взятие других городов — это боевые  заслуги сержанта Лисицына за участие в двух войнах. Проститься с ним пришла вся станция. Так же прощались с каждым из 17 участников войны, которые вернулись с полей сражений. Сергей Григорьевич Белов, Владимир Леонидович Гуменный, Дмитрий Степанович Скрипник, Василий Александрович и Николай Александрович Игнатьевы, Александр Григорьевич Га-ланичев, Яков Степанович Ефименко, Алексей Ильич Малышев, Виктор Павлович Япринцев, Наталья Трофимовна и Кузьма Яковлевич Гаврюшенко… — всех вернувшихся и погибших, а это 25 человек, назвала глава поселения. Почти 20 прже-вальцев были награждены после войны медалями «За трудовую доблесть». Получается, что только такой маленький разъезд, затерявшаяся в сопках станция, дала Победе более четырех десятков защитников на полях сражений и в тылу.

Несколько раз звучало имя Михаила Михайловича Жукова, дежурного по станции, Ивана Константиновича Котлярова, бригадира пути. Оставили свой добрый след в истории станции великие труженицы Нина Даниловна Малышева, Лидия Ивановна Бойко, Антонина Сергеевна Игнатьева, Мария Васильевна и Василий Григорьевич Гречух, Мария Семеновна Скрипник Любовь Ильинична Соколова, Семен Петрович Бухтияров, Раиса Васильевна Вчерашняя…

Десятки имен, целые трудовые династии, высокие правительственные награды за труд — это славная прошлая история станции.

Есть, чем похвалиться и молодому поколению прже-вальцев. Славную династию Бойко продолжает Иван Бойко: каждое утро школьным автобусом он собирает ребят со станции и окрестных сел и везет их в школу в Сергеевке, после уроков доставляет по домам. Он и староста села, на которого сельчане не нарадуются. У Ивана хозяйский взгляд, страсть к порядку и желание сделать жизнь в маленьком селении комфортной. Особенно он старается, чтобы детям было здесь весело и интересно. Его жена Юля успешно работает дежурной на станции. Бойко — люди молодые, но жить здесь им не в тягость. И таких семей на станции немало. Давно создали семью Ольга и Андрей Мартыненковы, их сын Егорка — уже третьеклассник, а узаконить свои отношения они решили только недавно, потому и назвали пржевальцы это событие знаком общего юбилея. И даже заставили смущенных молодоженов поцеловаться под крики «Горько!», а артисты подарили им песню «Погода в доме».

Самой старшей жительнице села Раисе Сергеевне Байдраковой недавно исполнилось 83 года. Ее тепло поздравили, вручили подарок. Под одобрительные возгласы земляков глава района вручил Раисе Сергеевне букет цветов. Много теплых слов прозвучало в адрес бывшей учительницы начальных классов Любови Ивановны Комаровой. Удивительного жизнелюбия и доброты человек, она всегда была в гуще жизни станции. А какие удивительные растения — как в миниатюрном ботаническом саду — может она выращивать!

Составители сценария юбилея не скупились на имена и поздравления. Называли тех, кто отличился в труде: монтеров пути Андрея Мартыненкова, Александра Бухтиярова, Александра Вязового, приемосдатчика Любовь Сазанову, дежурных Любовь Кузнецову, Виктора Бухтиярова и Елену Дымченко. Как принято на таких юбилеях, сказали добрые слова в адрес именинников месяца, поблагодарили за работу активистов села, всем вручили награды, подарки. Свою лепту в море радости и сюрпризов внесли артисты районного центра культуры, ансамбль «Марьюшка» и дуэт «Проспект». Завершился праздник общей песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Конечно, здорово, потому что на таких народных праздниках приходит понимание, что жизнь продолжается и многое в ней зависит от собственного настроя. Жила станция 120 лет во времена благоприятные, пережила и худшие. Что будет завтра — покажет время. Но пржевальцы верят в лучшее и надеются на свой личный и общий успех.

…Пока шел праздник, мимо праздничной площадки на виду у всех тяжело прогремели три состава с лесом-кругляком «туда» — в КНР, и один состав легонько, порожняком простукал «обратно» — в Россию. Тоже есть повод, подумать и поразмышлять…

РАИСА ГЛАПШУН, станция Пржевальская, Пограничный район.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники